Считаем своевременным, что Минпромторг в последние годы все больше внимания уделяет проблеме гринвошинга. При этом эксперты Экологического союза не согласны с последним заявлением ведомства о том, что саморегулирование зеленой косметики и бытовой химии в России «не увенчалось успехом». Считаем, что пример добровольной экосертификации в системе экомаркировки по жизненному циклу «Листок жизни» подтверждает, что компании и органы добровольной сертификации успешно формируют рынок экопродукции в России и более того, способствуют зеленому экспорту.
Сегодня экологичная бытовая химия с маркировкой «Листок жизни» есть практически в каждом супермаркете страны. Свои эколинейки сертифицировали все известные производители бытовой химии: Unilever, Procter & Gamble, Splat, Synergetic, GRASS, Ступинский химический завод. Крупнейшая ТС «Магнит» имеет эксклюзивный бренд бытовой химии с «Листком жизни» Gardenica. Опросы покупателей показывают высокий уровень доверия экомаркировке «Листок жизни» у потребителя и ритейла. Производители, выпускающие экосертифицированную продукцию, снижают нагрузку на окружающую среду благодаря использованию более безопасных составов, упаковки, и производственных процессов, что подтверждается исследованием.
Что касается довольно молодой ниши экологичной косметики, то и здесь есть примеры успешного саморегулирования. В феврале 2023 года в Росстандарте зарегистрирована система добровольной сертификации органической, натуральной косметики и косметических ингредиентов OneProof. Система создана Союзом производителей органической, натуральной и экокосметики ONE, в который входят 11 компаний (Levrana, «Краснополянская косметика», We are the Planet и другие).
Кроме того, на наш взгляд, попытка решить проблему гринвошинга с помощью единого государственного стандарта для косметики и бытовой химии – неэффективный путь.
Появление государственного добровольного стандарта и системы сертификации для такой продукции имеет место быть наряду с другими добросовестными сертификациями, которые сегодня есть на рынке. Это позволит увеличить добросовестную конкуренцию в этой сфере.
Важно учесть, что появление единого госстандарта не решит главную проблему – гринвошинг. Эффект может быть даже обратным, если единый стандарт приведет к монополизации сферы экосертификации, то рынок столкнется с новыми проблемами. Среди которых снижение качества стандартов и проверки, рост недоверия среди покупателей и производителей, отсутствие гибкости стандарта для реагирования на вызовы рынка, отсутствие возможности для выделения производителей с более высокими экологическими характеристиками или работающих с разными экоаспектами. В итоге, экологические цели инструмента экомаркировки не будут достигнуты.
На наш взгляд, создание грамотного конкурентного рынка натуральной и экологичной продукции сегодня тормозят два барьера.
Первый – введение в заблуждение покупателя через недостоверные экологические заявления. Следствие этого – недобросовестная конкуренция и отсутствие преимуществ для честных экологически ответственных производителей.
Второй – обилие псевдоэкосертификатов на рынке. Это результат деятельности недобросовестных систем добровольной экосертификации, среди которых множество неаккредитованных органов по сертификации. Они работают на рынке нелегально и государство это не контролирует. Таким образом, мы считаем, что введение единого стандарта не решит ни одну из этих проблем.
Устранять эти барьеры необходимо с помощью одновременного введения контролирующих и мотивирующих мер.
Так, на законодательном уровне производителям следует запретить использование экологических заявлений без подтверждения третьей независимой стороной. И вместе с тем обеспечить контроль в рамках закона РФ «О защите прав потребителей» в части экологических заявлений (ответственности за введение потребителя в заблуждение – гринвошинг).
Также в рамках контролирующих мер, необходимо создать систему государственного контроля над деятельностью неаккредитованных органов по сертификации и наделить Росстандарт полномочиями по контролю и исключению из реестра недобросовестных систем добровольной экологической сертификации.
В рамках мотивирующих мер со стороны государства предлагаем инициировать публикации в деловых и общественных СМИ с разъяснениями на тему недопустимости введения потребителей в заблуждение относительно экопреимуществ товаров. Кроме этого, следует развивать зеленые государственные закупки, поощрять добросовестную конкуренцию экомаркировок и стандартов, направленных на решение разных экологических проблем и отвечающих на разные запросы покупателя.
Предложенные государственные меры помогут развитию рынка честной экопродукции, мотивируют экоответственных производителей и сократят ущерб окружающей среде.
В данный момент Экологический союз совместно с общественными организациями и представителями бизнеса готовит письмо в Минпромторг с предложениями, содержащими вышеизложенную позицию. Надеемся, что мнение участников рынка будет услышано и принято во внимание.
Справка об Экологическом союзе
Экологический союз – некоммерческая организация, которая работает в России более 30 лет, из них более 20 лет развивает экомаркировку по жизненному циклу «Листок жизни». Орган по сертификации «Экологический союз» аккредитован в Федеральной службе по аккредитации (регистрационный номер RA.RU.11НВ64) и признан за рубежом благодаря членству во Всемирной ассоциации экомаркировки.