По итогам проведения конференции «Активация экопотребления: настройка диалога между производителями, ритейлом и потребителями» в рамках Международной отраслевой выставки WellnessEXPO
2 октября 2015 года
Цели и задачи Конференции:
рассмотрение текущей ситуации на рынке экопродукции, включая рынок органических продуктов питания, в России, выявление проблем и путей их решения;
консолидация участников экосообщества;
анализ зарубежного опыта стимулирования производства экологически безопасных товаров и их сбыта;
анализ зарубежного и международного опыта производства, переработки, маркировки и оборота органических продуктов питания;
поиск возможностей для повышения спроса на экопродукцию, включая органические продукты питания, в обществе – стимулирование экопотребления.
Организаторы:
НП «Экологический союз» (экомаркировка международного уровня «Листок жизни»), Международная отраслевая выставка WellnessEXPO при поддержке ГК «Оптиком».
Участники:
Представители производителей, дистрибьюторов и ритейлеров экопродукции, представители производителей, дистрибьюторов и ритейлеров органических продуктов питания, представители международных, зарубежных и российских систем добровольной сертификации (СДС), представители органов государственной власти, эксперты в сфере экопродукции и «зеленой» экономики, журналисты и экоблоггеры.
Ключевые вопросы Конференции:
Законодательное регулирование рынка экопродукции, а также сферы производства, переработки, маркировки и оборота органических продуктов питания в России, развитие независимого института экологической и органик-сертификации в России, расширение возможностей для доступа экопродукции и органических продуктов питания на полки магазинов, маркетинговые стратегии по стимулированию экопотребления в России, отношения «ритейл-производитель», корпортативная социальная и экологическая ответственность бизнеса.
По результатам выступлений спикеров, экспертов, участников дискуссий, были выявлены следующие проблемы в развитии рынка экопродукции и рынка органических продуктов питания в России:
отсутствие законодательного определения понятий «экологичный товар» и «органический продукт»;
отсутствие законодательного регулирования отношений в сфере производства, переработки, маркировки и оборота органических продуктов питания;
отсутствие поддержки производителей экопродукции на государственном уровне (в т.ч., в сфере органического сельского хозяйства), нет преференций для развития реализации экотоваров, органических продуктов питания в торговых сетях (каналов выхода на массового покупателя);
увеличиваются масштабы гринвошинга в рекламе и в магазинах, отсутствуют законодательные рычаги борьбы с данным явлением;
предъявляются недостаточно строгие законодательные требования к работе СДС и недостаточный государственный контроль над органами, осуществляющими добровольную экологическую сертификацию, как следствие — недобросовестная работа некоторых СДС;
не обеспечен государственный и общественный контроль над использованием экомаркировок и декларированием экологических свойств продукции, маркировок органических продуктов питания;
наблюдается переизбыток товаров, изготовленных с нарушениями обязательных требований безопасности или фальсифицированных;
потребители недостаточно осведомлены об экомаркировках и преимуществах экопродукции, в том числе органических продуктов питания;
недостаточное освещение средствами массовой информации темы экопродукции, органического производства, «зеленой» экономики;
участники рынка разобщены, отсутствует взаимодействие между ними с целью развития рынка экопродукции в России (в т.ч. касательно экологического просвещения потребителей).
Участники Конференции считают возможными и необходимыми следующие решения для развития рынка экопродукции в России и создания условий перехода общества к устойчивому потреблению:
разработка и принятие нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере производства, переработки, маркировки и оборота экопродукции, органических продуктов питания;
включение в действующие нормативно-правовые акты запрета на использование неправомерной экомаркировки и введения потребителя в заблуждение относительно экологических свойств продукции;
внедрение международного опыта по государственной поддержке производителей экопродукции, органических продуктов питания;
содействие установлению и развитию постоянного диалога между производителями, ритейлом и потребителями на различных площадках;
использование различных маркетинговых инструментов для повышения уровня продаж экотоваров и органических продуктов питания;
совместная работа участников рынка экопродукции в противостоянии гринвошингу;
проведение специальных просветительских мероприятий для журналистов и экоблоггеров с целью получения ими достоверной информации об экотоварах и экопроизводстве, органическом сельском хозяйстве и органических продуктах питания;
объединение участников рынка экопродукции для разработки экопросветительских программ в сфере экопродукции и экопроизводства, проведения информационных кампаний по продвижению экопотребления в обществе.
Организаторы и участники Конференции:
Юлия Грачева, к.б.н., директор НП «Экологический союз», руководитель органа по сертификации «Листок жизни»
Наталья Линевская, генеральный директор Wellness EXPO, главный редактор Wellness Journal
Сергей Бобылев, профессор кафедры экономики и природопользования МГУ им. М.В. Ломоносова
Ольга Ратникова, директор ООО «ХИПП»
Илья Калеткин, президент ГК «Аривера»
Ольга Севастопольская, директор по маркетингу FSC России и СНГ
Татьяна Лебедева, главный редактор LookBio
Андрей Мосов, НП «Росконтроль»
Анисья Шепелева, MSC
Анна Сычева, ГК «Оптиком»
Иван Соколов, KPMG
Ирина Сардарова, IFOAM
и другие участники Конференции.