29.10.2015

Тернистый путь экопродукции

Итоги конференции «Активация экопотребления: настройка диалога между производителями, ритейлом и потребителями»

сайт

isphotography_ru-1363 copy

Сложный и относительно новый сегмент рынка  — «экологический», может как вырасти в ближайшее время, так и зачахнуть в условиях кризиса. И именно от представителей экобизнеса зависит конечный результат. 2 октября 2015 года ведущие игроки российского рынка эко и органик продукции обсудили пути его развития на практической конференции в Москве.

НП «Экологический союз»  (экомаркировка международного уровня «Листок жизни») совместно с Международной отраслевой выставкой WellnessEXPO при поддержке ГК «Оптиком» собрал в столице представителей экосообщества, чиновников, специалистов в сфере производства и реализации экопродукции и «зеленой» экономики на конференции «Активация экопотребления: настройка диалога между производителями, ритейлом и потребителями». Однодневное мероприятие привлекло более 100 экспертов. Это в очередной раз подтвердило тот факт, что, даже, несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране, интерес к экологичным и органическим товарам и услугам продолжает расти. Однако, например, на прибыльности экобизнеса или повышении экологической грамотности в обществе это, к сожалению, практически не отражается. Как выживать экопроизводителям и повысить спрос на экопродукцию в России? Эти и многие другие вопросы эксперты обсуждали в ходе дискуссий и круглых столов.

1

Тенденции мирового рынка

Сергей Бобылев, профессор кафедры экономики и природопользования МГУ им. М.В. Ломоносова, один из ведущих российских специалистов в сфере «зеленой экономики», рассказал о мировом опыте стимулирования рынка экопродуктов, который мог бы помочь развитию нового экономического тренда – производства и продаж экопродукции в России. Среди упомянутых эффективных мер  — господдержка. Например, американское правительство тратит в год 1,7 млрд.долларов на прямые платежи фермерам за охрану окружающей среды. А европейское сообщество создало специальный механизм для поддержки экологически ориентированного сельского хозяйства и лесоводства, по которому инвестирует в эту отрасль 4,5 млрд. евро ежегодно и уже имеет 1,9 миллионов контрактов с фермерами.

Что же касается сбыта экопродукции и доступа экологических товаров на мировые рынки, то и в этой сфере проводятся новые инициативы, пока мало известные и распространенные в нашей стране. Например, члены ВТО вместе разрабатывают решения по продвижению экотоваров, и Россия не остается в стороне. Об этом подробно рассказала Екатерина Чистякова из Департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ. По ее словам, долгое время одной из самых больших проблем было расхождение мнений в определении термина «экологический товар» у разных стран и участников рынка. Однако в 2012 году на международном уровне был впервые согласован перечень из 54 экотоваров, который признала 21 страна, в том числе и Россия. Сегодня идут переговоры с партнерами по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) с целью согласования общей позиции и представления на встречах с участниками международных переговоров по экологическим товарам в рамках ВТО и АТЭС. По мнению экспертов, более активное участие России и партнеров по ЕАЭС в международных переговорных процессах по экологическим товарам и услугам привлечет внимание государственных органов к вопросам производства и сбыта экологических товаров внутри страны и, соответственно, будет способствовать развитию рынка экопродукции.  

 В Евросоюзе накоплен большой опыт поддержки производителей экотоваров и стимулирования продаж экопродукции. Писатель и специалист по экопродукции Хеллена Боллсен предоставила отчет по рынку стран альянса. Согласно ему, самые большие объемы продаж органик-товаров приходятся на магазины Дании, Австрии, Швейцарии, Швеции и Германии. По ее словам, секрет успеха кроется не только в поддержке государства (хотя без нее сложно обойтись), но и в консолидации и объединении производителей органики. При этом Хеллена считает, что Германия могла бы продавать в несколько раз больше биопродукции, если бы в конце 80-х годов представители бизнеса в борьбе за потребителя не стали придумывать множество новых органов сертификации, вводить десятки видов маркировок, по сути дублирующих друг друга. В результате этих действий производители достигли обратного эффекта: рынок органики потерял покупателя. И сейчас вынужден завоевывать доверие заново.

isphotography_ru-0754 copy

Главная проблема экорынка России – коммуникация между участниками

Что же касается ситуации в России, то, по словам Ивана Соколова, старшего консультанта группы по оказанию услуг в области корпоративного управления и устойчивого развития KPMG, недостаточная пока эффективность экобизнеса обуславливается недоработками на всех трех уровнях «производитель-ритейлер-потребитель». Так, производители не уделяют достаточного внимания экологическим аспектам при формировании ассортимента продукции, а поставщики не учитывают экологические аспекты в цепочке поставок; ритейлеры зачастую обходят вниманием экологические аспекты при выборе поставщиков; а потребители в большинстве своем не осведомлены о наличии такой продукции на полках и недостаточно информированы об экоинициативах ритейлеров.

Эти тезисы подтверждают результаты соцопроса, который НП «Экологический союз» и WellnessEXPO проводили за несколько месяцев до конференции. Выяснилось, что одна из главных проблем рынка экопродукции – низкий уровень экологической грамотности и культуры населения. Людям просто не хватает знаний: об экологических свойствах и преимуществах продукции, экомаркировках. Даже само понятие «экопродукция» участники рынка понимают по-разному: производители говорят, что это товар с экомаркировкой или экосертификатом, тогда как ритейлеры считают экологичными продукты с натуральным или безопасным составом. Хотя по сути, одно не противоречит другому, а дополняет: ведь наиболее эффективный способ доказать натуральность и безопасность – это подтвердить данный факт независимой стороной – заслуживающим доверия органом по сертификации и разместить экомаркировку на упаковке.

Если даже в бизнесе наблюдается путаница понятий, что говорить о потребителях, которые под экологичностью могут понимать все, что угодно? Неудивительно, что на почве отсутствия знаний и должного законодательного регулирования расцветает такое явление, как гринвошинг, когда производитель заявляет об экологических преимуществах своего товара без достаточных на то оснований. И это проблема не только покупателей, которых обманывают, и которые  переплачивают за мнимое качество. Гринвошинг также больно бьет по кошельку производителей и ритейлеров, ведь «честная» органика и экопродукция, как правило, имеют более высокую себестоимость по сравнению с обычными товарами. Значит, борьбе с этим явлением должны уделять внимание все участники экорынка – это предложение было единогласно поддержано участниками конференции.

2

Потенциал добровольной экологической сертификации

Одним из самых эффективных способов защиты от подделок, обмана покупателей и неправильного позиционирования продукта является экосертификация. Сертификаторы представили свой взгляд на проблемы в сфере экопродукции – опытом делились FSC, MSC, Ecocert и другие. Как отметила директор НП «Экологический союз», руководитель ОС «Листок жизни» Юлия Грачева, в России сложилась сложная ситуация: государство не обеспечивает контроль над органами сертификации и над использованием экомаркировок, отчего проблема гринвошинга только усугубляется. Появляются сертификаторы, которые берут деньги за свою работу, но не предъявляют должных требований к продукции и способам ее производства. К тому же критерии «экологичности» каждый такой орган сертификации может устанавливать сам, а значит, нет гарантии подлинной экологической безопасности товара.

На сегодняшний день самой надежной экомаркировкой представляется такая, которая признана авторитетным сообществом международных экспертов. Например, Всемирная сеть экомаркировки (GEN) является объединением основных национальных  программ по экомаркировке, в которую входят признанные на мировом рынке экомаркировки I типа, такие как: «Европейский цветок», немецкий «Голубой ангел», «Северный лебедь» в Скандинавии, «Зеленая печать» США и т.д.  Из отечественных экомаркировок в сеть GEN входит «Листок жизни». Кроме того, с 2011 года «Листок жизни» аккредитован в Международной программе взаимного доверия и  признания ведущих экомаркировок мира GENICES. Продукты питания, произведенные по стандартам органического сельского хозяйства, имеют свои знаки качества. Наиболее известные из них, которые можно встретить в России, это знак «Евролист», «Печать БИО» (Германия), французский знак «АВ». В отдельном ряду стоит знак «MSC» Морского попечительского совета, который подтверждает, что продукция соответствует экологическим стандартам добычи и переработки. Знаком «FSC» Лесного попечительского совета  маркируется древесина из устойчиво управляемых лесов, а также продукция, произведенная из нее.

Касаясь темы международных  программ органической сертификации, консультант по органическому производству Давид Явруян отметил транспарентность их работы, и в связи с этим исключил возможность фальсификации, поскольку все организации дорожат своей репутацией.

Кроме того, существуют и российские стандарты по органике и экопродукции: ГОСТ Р ИСО 14025-2012, ГОСТ Р 56104-2014, ГОСТ Р 56508-2015, СанПиН 2.3.2.1078-01. При этом осведомленность потребителя об их существовании еще ниже, чем знания экомаркировок. Ситуацию осложняет и то, что на рынке велика доля фальсификата: по данным исследования Союза потребителей «Росконтроль», 62 % товаров имеют нарушения обязательных требований безопасности или фальсифицированы. По словам руководителя экспертного направления этой организации, Андрея Мосова, для решения такой проблемы необходимо, в первую очередь, создание нормативно-правовой базы с четким определением понятий эко-, био- и аналогичной продукции, установление критериев возможности нанесения такой маркировки техническими регламентами ЕАЭС, а также включение в действующие технические регламенты и законы запрета на использование неправомерной маркировки. Кроме того, Андрей Мосов подчеркнул необходимость информирования потребителей на предмет отличий эко- и биопродукции и правомерности такой маркировки.

isphotography_ru-0574 copy

Экопросвещение повысит спрос

Практически каждый эксперт упомянул в своем выступлении важность экопросветительской деятельности. И большинство из них, так или иначе, ведут работу в этом направлении. В частности, эффективным инструментом являются пресс-туры на экосертифицированные и органические фермы и предприятия. Как сказала Ольга Ратникова, директор ООО «ХИПП», в ходе этих поездок журналисты, блогеры и лидеры мнений превращаются из скептиков в сторонников такого способа ведения хозяйства, несут свои новые знания и убеждения в массы, тем самым формируя доверие читателей и потребителей к понятию «органика». Работа с социальными сетями также приносит свои плоды. Некоторые ритейлеры (например, магазин 4fresh и другие) приглашают известных людей и интересных экспертов проводить встречи, лекции и мастер-классы на тему здорового и экологичного образа жизни для всех желающих в стенах своих магазинов, тем самым превращая  заинтересованных покупателей в адептов эко- и органических товаров. Широкую экопросветительскую деятельность ведут специализированные целевые издания (LookBio, GreenCity), блоггеры и некоммерческие организации («Экологический союз» выпускает ежемесячный дайджест новостей об устойчивом развитии в России и мире и просветительские «зеленые заметки» для потребителей). Гораздо меньший интерес к этой теме проявляют  деловые и «универсальные» СМИ – они, как правило, освещают только происшествия или государственные решения, связанные с темой экологии.

Подводя итоги конференции, можно выделить основной посыл, который был сформулирован участниками, это – необходимость экопросвещения для массового потребителя.  Участниками такой экопросветительской деятельности должны быть не только специализированные СМИ, социальные сети и экологические неправительственные организации, но и заинтересованный бизнес и органы государственной власти. Это будет способствовать  росту спроса на экопродукцию и укреплению репутации ответственных производителей экопродукции, которые помогают сохранять окружающую среду.

Продолжается работа над резолюцией по итогам Конференции, на данный момент проект находится на этапе согласования с ключевыми спикерами. Резолюция будет опубликована в открытых источниках и станет дорожной картой для проведения последующих мероприятий.

UPD: Конференции «Активация экопотребления». Резолюция

isphotography_ru-0919 copy

Официальный фоторепортаж о работе Конференции размещен на странице Экологического союза на FacebookВыражаем благодарность партнеру мероприятия Ирине Смирновой (isphotography.ru) за прекрасные фотографии.


Презентации экспертов-спикеров

Обзор мирового экорынка и перспективы его роста (pdf)
Сергей Бобылев, профессор кафедры экономики и природопользования МГУ им. М.В. Ломоносова 

Европейский опыт развития экопотребления: проблемы, решения, результаты (pdf)
Хелена Боллсен, писатель, специалист по экопродукции

Основные препятствия на пути реализации экопрограмм и факторы, способные изменить ситуацию (pdf)
Иван Соколов, старший консультант группы по оказанию услуг в области корпоративного управления и устойчивого развития KPMG

Рынок эко-и биопродукции:стратегия защиты прав потребителей (pdf)
Андрей Мосов, руководитель экспертного направления НП «Росконтроль»

Проблемы и возможности стимулирования доверия потребителя к экосертификации (pdf)
Юлия Грачева, руководитель ОС «Листок жизни»

Успешные кейсы компаний, работающих в сегменте Натур/Эко/Био (pdf)
Ольга Ратникова, директор ООО «ХИПП»

Точечный экоритейл как альтернатива сетям. Успешные кейсы, перспективы направления (pdf)
Дарья Лисиченко,  создатель сети магазинов  «Город Сад»