Глобальные экологические проблемы — один из главных вызовов современности. Реальный вклад в борьбу с ростом свалок, изменением климата и другими негативными явлениями вносят компании, которые выпускают экотовары по стандартам «Листка жизни». Помощь природе — именно эта идея объединяет всех производителей, прошедших сертификацию.
Об этом собравшимся напомнил председатель правления Экологического союза Семен Гордышевский: «Мы объединились вокруг сохранения биосферы. Если человечество сейчас срочно не поменяет своего поведения, то к 2050 году нам понадобится ресурс целых трех планет. Счет идет не на десятилетия, а на годы».
Директор Экологического союза Юлия Грачева актуализировала повестку мероприятия: «Наша цель – это больше разнообразных товаров с «Листком жизни», доступных покупателям на полке и бизнесу для закупок. Потому что чем чаще люди выбирают настоящие экотовары вместо обычных, тем больше мы можем снижать нагрузку на природу. А это и есть наша главная миссия».
Объединяя усилия с единомышленниками, можно добиться более значимых результатов в снижении нагрузки на окружающую среду. Поэтому вокруг экомаркировки появляются коллаборации. Своими кейсами участники клуба поделились в выступлениях.
Юлия Грачева сообщила, что «Листок жизни» является полноправным членом GEN — Всемирной ассоциации экомаркировки. В августе этого года GEN и важность экомаркировки были отмечены в итоговом документе В20 — глобальной встречи большой двадцатки бизнеса.
Также стандарты, разработанные экспертами «Листка жизни», первыми из отечественных были внесены в Standards Map — глобальную базу стандартов устойчивого развития. Это демонстрирует доверие к экомаркировке со стороны международных экспертов.
Производители экосертифицированной продукции тоже ведут работу на международном уровне. Так ПАО «Фосагро» поставляет свою продукцию на рынок Бразилии. Сергей Кудряшов, начальник отдела устойчивого развития ПАО «ФосАгро», поделился кейсом компании по получению местной экомаркировки. По его мнению, наличие у продукции «Листка жизни» сыграло важную роль в этом процессе.
«Экомаркировка “Листок жизни” содействует развитию торговых связей. Также она влияет на узнаваемость бренда, а это очень важно».
Светлана Проскурникова, руководитель направления по развитию клиентских и партнерских отношений Экологического союза, рассказала, что компании, у которых есть «Листок жизни», могут получить знак соответствия программы сертификации Российского экспортного центра (РЭЦ) «Сделано в России» без дополнительных процедур.
Компании-держатели знака получают помощь при экспорте товаров, произведенных в России. РЭЦ поддерживает дальнейшее его позиционирование и продвижение на зарубежных рынках.
Первым из держателей «Листка жизни» знак «Cделано в России» получил производитель лакокрасочных материалов ООО «Спецтех». Компания экспортирует свою продукцию в более чем тридцать стран.
Юрий Лобанов, коммерческий директор ООО «Спецтех», поделился результатами компании: «За четыре года мы увеличили уровень экспорта с 17% до 74%. Без «Листка жизни» и «Made in Russia» это было бы в несколько раз дольше и сложнее».
Второй блок был посвящен наболевшей в экокругах теме — гринвошингу. Необоснованные экологические заявления подрывают доверие потребителей и вызывают скепсис к производителям, которые выпускают по-настоящему «зеленую» продукцию. Ксения Илларионова, руководитель отдела по связям с общественностью Экологического союза, отметила, что добиться значимых результатов в решении этой проблемы получится только объединяя усилия стейкхолдеров. Вокруг «Листка жизни» появляется все больше партнеров, поддерживающих прозрачную коммуникацию и экомаркировку.
Например, в 2023 году с аналитическим центром НАФИ было выпущено исследование о том, как потребители выбирают экотовары, также были заключены соглашения с Лигой зеленых брендов и Союзом ONE , усилена работа с ассоциацией «РазДельный Сбор». Кроме того, был создан Совет по профилактике гринвошинга под эгидой которого НКО и бизнес утвердят единые критерии для публичной информации о деятельности компаний в области устойчивого развития.
Заключительный блок был посвящен поддержке экотоваров в ритейле. Это особенно актуально для представителей В2С сегмента.
Юлия Симакова, руководитель направления «Зеленый ритейл» в Экологическом союзе, поделилась с участниками клуба возможностями, которые дают коллаборации для экопросвещения и повышения ценности экопродуктов в розничной торговле: «Благодаря работе с отраслью розничной торговли, в том числе на Неделе российского ритейла, инструмент экомаркировки становится более понятным магазинам. Торговые сети поступательно включают его в свою работу.
Например, — в «Ленте» появились специальные бейджи для продукции с экомаркировкой «Листок жизни». Совместные проекты с магазинами способствуют формированию ценности, общей для всех компаний, – рост экологической грамотности покупателей».
Эдуард Костенко, руководитель экологических проектов «Магнит», поделился кейсами по экопросвещению покупателей и персонала: «Для продавцов магазинов совместно с партнерами мы разрабатываем курс, пройдя который сотрудники узнают, что такое экопродукция, как ее найти и какие экомаркировки существуют. Рассчитываем, что с новыми знаниями коллеги, а вместе с ними и их семьи, будут вести более экологичный образ жизни. Для экопросвещения потребителей мы используем наши печатные и электронные издания. Например, в октябре в журнале «Мой Магнит» выйдет статья о товарах бренда Gardenica с экомаркировкой «Листок жизни».
Далее участники сосредоточились на поиске новых форматов сотрудничества между компаниями-обладателями экомаркировки. Объединившись в рабочие группы, представители брендов поделились своим мнением и предложениями по теме развития экспорта экологичной продукции, взаимодействия с государством, экопросвещения в магазинах и на маркетплейсах. На основании полученной информации команда «Листка жизни» проработает план для дальнейшего продуктивного взаимодействия.