
Участники превратились в… экошампуни. Такой неожиданный ракурс позволил по-новому взглянуть на потребности и страхи экологичных товаров, их ожидания от потребителя, ритейла и производителя, значение экомаркировки и экомаркетинга.
Игру проводили Ксения Илларионова, лидер проектов по экопросвещению Экологического союза и Роман Саблин, экотренер и основатель компании «Зеленый Драйвер». Мнениями обменивались в составе мини-групп, а ответы отправляли через смартфоны: итоги отображались в виде диаграмм и облаков тегов в реальном времени¹.
Командам предстояло продумать путь своего зеленого шампуня. Половина выбрала экосертификацию как стратегию увеличения доверия, а половина взяла курс на нишевость, индивидуальность, «крафтовость». В числе предпочитаемых экомаркировок участники чаще всего выбирали «Листок жизни», также называли One Proof и Cruelty Free.
В качестве мотивации большинство сошлось на желании одновременно заботиться о людях и планете. Наиболее уязвимым участники назвали состав продукта: быть по-настоящему эффективным и не вредить ни человеку, ни водоемам — все сразу — сложно.
Голосование показало интересные результаты в части ожиданий экотоваров от рынка. Например, от производителя ожидают готовности пройти экосертификацию (78%), а также вложений в маркетинг, с целью донесения до потребителя четкого посыла об устойчивости и подтвержденной экологичности продукта (78%)².
Также экотовары, по мнению участников, ждут от потребителя умения отличать экологичность от гринвошинга (67%), готовность отправлять упаковку на переработку (89%), рассказывать окружению о повестке устойчивого развития (67%).
От ритейла экошампуни ждут видимости на полке (90%), помощи в продвижении (70%) и поддержки в просветительской деятельности (60%).
Игра получилась не только полезной, но и эмоциональной. «Сначала было смешно быть шампунем, но потом все стало серьезно: мы обсудили, как стать прозрачным и честным, как донести до потребителя свою истинную ценность, как бороться с гринвошингом безответственных конкурентов», — рассказала участница Конгресса Злата Галабурдина. Их команда выбрала эмоцией своего продукта «уверенность»: «Ведь когда у тебя есть экомаркировка, сразу чувствуешь себя не просто пеной, а миссией.»
Этот опыт показал, что деловой геймифицированный формат — хороший инструмент для вовлечения в сложную экологическую повестку. Через простую метафору участники рассмотрели разные грани ситуаций, с которыми сталкиваются экотовары на рынке: от выбора между сертификацией и крафтовостью до борьбы с гринвошингом, сложностей в коммуникации с потребителем и роли ритейла в продвижении устойчивых решений.
Экологический союз, как эксперт в области экологической сертификации и экопросвещения, продолжает развивать игровые и обучающие форматы, которые позволяют говорить о сложных вещах просто и глубоко.
Ранее подобный подход был применен в игре «Экомаркировка – инструмент устойчивого развития» на IV Конференции ECR по устойчивому развитию. Мы открыты к сотрудничеству и готовы разрабатывать кастомизированные форматы обучения — давайте работать вместе.
¹Состав выборки: представители бизнеса в сфере экологии, НКО, экоактивисты, организаторы экопроектов, менеджеры по устойчивому развитию, ESG-эксперты, экологи, экоблогеры, соц. предприниматели.
²Вопросы с множественным выбором ответов: 3-х из 5-ти (здесь и далее).