В пленарном заседании приняли участие представители ТС «Лента», X5 Group, Высшей Школы бизнеса НИУ ВШЭ, а также проекта Добровольный стандарт устойчивой упаковки ECR.
На сессии выступила Евгения Кузнецова, руководитель органа по сертификации «Экологический союз». Как отметила эксперт, в текущих рыночных условиях существует два основных проблемных вопроса: как сохранить доступную цену на устойчивую продукцию и где закупить экологичное сырье. Все эти проблемы можно решить с помощью кооперации производителей, ритейлеров и сертификаторов, считает Евгения Кузнецова.
Так, например, экологичные собственные торговые марки (СТМ) позволят сохранить доступную цену для экопродукции, а следовательно и желание покупателя ее приобретать.
Роль этого инструмента растет. Согласно исследованию NielsenIQ, частные марки продолжают активно развиваться, а по динамике продаж значительно опережают бренды. В непродовольственных категориях доля СТМ в апреле достигла 25%.
Экологичный частный бренд может дополнительно привлечь внимание потребителя. При этом важна правильная коммуникация – покупатель должен быть уверен в экологичных характеристиках продукции. Для подтверждения необходимо заключение третьей стороны. Это позволит с одной стороны гарантировать качество продукции, с другой стороны – благотворно скажется на репутации бренда.
Производитель может пройти экосертификацию в Экологическом союзе и получить экомаркировку по жизненному циклу «Листок жизни». Это единственная в России экомаркировка, признанная на международном уровне Всемирной ассоциацией экомаркировки. Так, например, экомаркировку уже получил эксклюзивный бренд одного из крупнейших ритейлеров «Магнит» — Gardenica. Согласно данным компании на апрель 2022 года, уже достигнуты хорошие результаты: бренд занимает третье место по количеству проданных единиц в сети «Магнит» в категории «эко».
Возможно ли прохождение сертификации в кризисное время? Для того, чтобы облегчить производителям этот процесс, Экологический союз ввел постоянные и временные меры поддержки. Они касаются как обладателей экомаркировки «Листок жизни», так и тех компаний, которые только планируют пройти экосертификацию. Меры помогут снизить стоимость проверки, а также уменьшить время и трудозатраты.
Снизить расходы компаний на прохождение проверки позволит также сертификация контрактных производств. Площадка для производства экопродукции сможет пройти сертификацию на соответствие стандарту «Листка жизни». Это позволит производителям и ритейлерам без труда найти площадку для изготовления экологичной продукции. За счет того, что производство уже имеет экомаркировку «Листок жизни», стоимость сертификации продукции будет существенно меньше, а процесс оценки будет проходить быстрее.
Такие способы кооперации позволят развивать нишу экологичных косметики и бытовой химии, доступной для потребителя, и, соответственно, поддерживать политику устойчивого развития торговых сетей.