И чаще всего мы не подозреваем, что опасные химические вещества рядом с нами. Даже тогда, когда мы занимаемся собственным здоровьем, например, йогой. Как показали исследования, даже в мячах для йоги могут быть серьезные концентрации фталатов, которые вызывают нарушения репродуктивной системы и гормонального фона. На рынке много дешевой несертифицированной продукции, и она влияет на наше здоровье. Обычный крем для рук может содержать парабены, которые имитируют действие естественных гормонов человека. В результате они нарушают внутренний гормональный баланс и спустя годы могут вызвать опасные заболевания.
Тема опасных химических веществ крайне актуальна и вместе с тем малопопулярна. Актуальная – потому что мало изученная и плохо контролируемая. Малопопулярная – потому что эти вещества невидимы (хотя они и повсюду: от продуктов питания до игрушек), и от этого создается ложное ощущение спокойствия и безопасности. Как себя уберечь от действия опасных химических веществ – этот вопрос и решает международный проект Non Hazardous City.
Проект Non Hazardous City (NHC) – Безопасный город
Цель проекта NHC — сделать опасность химических веществ заметной для общественности, чтобы эта тема стала частью политических программ на государственном уровне. Проект показывает, насколько важно осознавать риски от использования химически опасных веществ и как переходить к безопасным альтернативам.
Изначально (начиная с 2015 года) проект был нацелен на спасение Балтийского моря, которое входит в топ-10 самых загрязненных морей по данным ООН. При этом около половины вредных химических веществ, сбрасываемых в Балтийское море, поступает из городских сточных вод. Поэтому партнеры проекта сконцентрировались на сокращении использования опасных веществ в быту.
Партнеры проекта – НКО, университеты и представители городской администрации стран-участников из 8 стран Балтийского региона. Российские участники проекта — Экологический союз и ГУАП.
Экологический союз — одна из ведущих российских некоммерческих организаций в области экологии, оператор единственной в России экомаркировки по жизненному циклу «Листок жизни». Экологическое просвещение – одно из главных направлений работы. Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения почти 80 лет является одним из ведущих вузов в стране. Все вместе мы начали работать с населением, чтобы люди понимали опасность и сами научились сокращать потребление продукции, которая может содержать опасные вещества.
Мы сделали небольшой обзор и хотели бы поделиться с вами нашими мыслями, инсайтами, новыми вызовами и задачами.
Инсайт №1: Нормативы и госрегулирование
Почему опасные вещества не запретить или ограничить? Но этот вопрос не так прост, и даже европейское законодательство пока с ним не справляется.
Вещество создается, испытывается и поступает в промышленное использование. Оно действует на нас и среду, и зачастую только спустя время специалисты понимают, что оно опасно, когда появляются достоверные исследования.
Затем начинаются попытки вытеснить это вещество из производственных цепочек. Для того, чтобы наложить законные ограничения на вещества, нужно пройти длинный бюрократический путь.
Проведение клинических испытаний иногда требует не одно десятилетие, поэтому даже сейчас для многих веществ не изучены последствия длительного контакта. К тому же оценки рисков в основном сводятся к изучению воздействия отдельного вещества без учета суммарного влияния, т.к. такие испытания требуют огромных финансовых затрат.
Инсайт №2: Как улучшить ситуацию
Все начинается с осознания. Любые изменения. Поэтому мы стремились взаимодействовать со всеми группами людей, которые способны повлиять на минимизацию опасных химических веществ вокруг нас: от чиновников до домовладельцев.
Главная цель такого взаимодействия — мотивировать к действию, а именно к сознательному отказу от использования ряда материалов, сокращению использования других, придирчивому выбору третьих.
Инсайт №3: Развитие государственных зеленых закупок
Государственные зеленые закупки (ГЗЗ) – самое сложное для реализации направление проекта, но у этого направления большой потенциал. В 2020 году объем Госзакупок в России составил 27% от ВПП. Общая сумма заключенных государственных контрактов составила 8,9 триллионов рублей. А это значит, что, вводя экологические критерии, в данном случае, критерии химической безопасности, можно достичь колоссальных результатов.
В рамках проекта партнеры разработали руководство по государственным зеленым закупкам. Каждая страна-участник адаптировала его к своим условиям. Российская сторона создала «Руководство по включению экологических критериев в госзакупки».
Для создания руководства провели анализ того, какие есть нормативно-правовые акты, и могут ли они создавать барьеры для зеленых закупок.
Анализ делали в том числе на основе интервью с госслужащими. Это оказалось крайне сложной задачей: чиновники, как правило, опасались ответственности за сказанное и сделанное, в первую очередь перед федеральной антимонопольной службой.
Действительно, работа антимонопольных органов представляет сложность для внедрения государственных зеленых закупок (хотя законодательная база и позволяет их проводить). Необоснованное преимущество, данное одной компании, и препятствие для другой, попадает под действие закона о защите конкуренции и может трактоваться неоднозначно. Эта проблема актуальна не только для России, но за рубежом она не менее остро стоит. Например, литовские партнеры начали работать именно с антимонопольной службой для внедрения государственных зеленых закупок.
В России одна из проблем внедрения ГЗЗ – отсутствие политической воли. Инициатива для разработки многих законов должна идти с самых верхних уровней власти. Пока не будет толчка сверху, серьезных шагов никто не сделает.
Одна из главных задач, которую мы видим перед собой, – сделать практические шаги по внедрению Руководства. Если удастся сделать конкретные кейсы, то развивать ГЗЗ станет проще. Мы готовы помогать госучреждениям, заинтересованным во внедрении гайда, консультировать в таких непростых вещах, как правильное оформление закупочной документации, чтобы не было претензий со стороны ФАС. Когда будут примеры внедрения руководства и ГЗЗ, тогда можно будет убедительно доказать возможность и преимущества внедрения государственных зелёных закупок даже в существующих реалиях.
Инсайт №4: Экоменеджмент и химические риски
Среди бизнеса очень популярны стандарты экологического менеджмента (ISО, EMAS и др.). Но большинство примеров и шаблонов, которые предоставляют ассоциации и консультанты, касаются только ресурсо- и энергоэффективности предприятий, а также управления отходами. Прямых указаний по управлению рисками, связанными с химическими веществами, как правило, они не содержат. Между тем, создание разделов, посвященных этому вопросу, позволит структурировать работу на предприятиях в части опасных химических веществ.
Партнеры из Польши плотно работали с комитетом ISO, подготовив материалы для стандарта ISO 14002/9, новая редакция которого как раз готовится к выпуску.
В России Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения проанализировал производственную и экологическую деятельность 15 предприятий и подготовил брошюру «Руководство по управлению химическими веществами в рамках системы экологического менеджмента».
Результаты исследования были представлены на международном семинаре в апреле 2021 года.
Для более широкой аудитории университет разработал учебное пособие и тренинг «Инструменты сокращения химических веществ в урбоэкосистемах», который уже сейчас распространяется среди студентов. В рамках курса имеются также видео, представленные на YouTube-канале.
Инсайт №5: Повышение осведомленности бизнес-сообщества
Опасные химические вещества встречаются повсеместно, даже офисы таят немалую опасность. Около 5 тысяч случаев заболевания раком в год приходится на работников офисов — токсичные вещества могут выделяться из пластиковых предметов, мебели, оргтехники. Такие данные приводит издание Medical Journal of Australia.
В среднем человек треть жизни проводит в офисе, поэтому важно создать здесь безопасное пространство. В этом поможет руководство «Как сделать офис экологичнее и создать рабочую среду, свободную от токсинов». Оно посвящено тому, какие опасные химические вещества могут встречаться в офисе и как их можно избежать.
Руководство затрагивает различные аспекты безопасности от закупки строительных и отделочных материалов, мебели и техники до ресурсосберегающих решений и вовлечения сотрудников.
В российской версии брошюры акцент сделали на экологической маркировке. Самый простой способ сделать офис зеленым, в частности, идентифицировать продукцию без опасных веществ, — ориентироваться на экомаркировки по жизненному циклу, такие как «Листок жизни» или другие, с которыми можно познакомиться в Руководстве. Этой же теме посвящена серия забавных роликов, в которых в доступной форме рассказывают об опасных химических веществах дома и в офисе.
Еще одна брошюра ориентирована на сегмент гастрономического бизнеса и содержит полезную информацию о том, как сделать приготовление, хранение и упаковку продуктов максимально безопасными.
Как мы знаем, опасные химические вещества могут содержаться как в пластиковых контейнерах, так и в посуде с некоторыми типами покрытий. И вероятность миграции их в продукты и готовые блюда особенно высока при некорректном использовании.
Советы и информацию по каждому типу материала, который используют на кухне, можно найти в брошюре «Безопасность прежде всего: как избежать опасных веществ в материалах, контактирующих с пищей».
Инстайт №6: Повышение потребительской грамотности
Глобальные исследования показали, что 66% потребителей заявляют о своей готовности платить больше за бренды, предлагающие устойчивые товары. Однако ориентироваться на рынке товаров и услуг может не каждый. Поэтому одна из целей проекта – повышение потребительской грамотности.
Для этого также полезны добровольные инструменты, такие как экологическая маркировка, т.к. они используют информацию о возможных рисках веществ, канцерогенных, мутагенных и иных эффектах. Стандарты экомаркировок запрещают применение таких компонентов, поэтому экомаркированная продукция всегда соответствует более жестким критериям к безопасности состава, чем требования законодательства.
В рамках проекта мы разработали гайды, которые помогут уберечь себя от воздействия опасных веществ: брошюра «Секретные материалы в быту: как сократить количество опасных веществ на вашей кухне».
Руководство «Как очистить дом от опасных веществ» позволит провести инспекцию каждого уголка своего дома — от гардеробной и кухни до ванной комнаты — и сделать свое окружение более безопасным.
Также можно посмотреть ролик, который наглядно расскажет, где же в доме искать опасные вещества.
В России вышел даже экологический минисериал по пластиковой диете «Гринлед: история без пластика».
Инсайт №7: Креативный подход в информировании
Каждый участник проекта старался найти более творческий подход к решению вопроса. Вот самые интересные примеры.
В Германии, в Гамбурге, партнеры завели полноценный блог на YouTube, чтобы давать советы на каждый день и демонстрировать их в наглядной форме, доступной каждому зрителю. Это не было запланировано изначально в проекте, но пандемия расставила все на свои места, отменив многие оффлайн-мероприятия. В итоге блог стал одним из самых популярных ресурсов, созданных за несколько лет проекта.
В Швеции провели эксперимент и на примере чиновников смогли показать, что проблема касается каждого. Администрация города Вестерос провела исследование: у местных высокопоставленных политиков и госслужащих взяли образцы мочи и крови на предмет наличия 40 опасных веществ. Результаты очевидны: все пробы содержали анализируемые опасные вещества.
Эксперимент позволил лично вовлечь политиков в обсуждение данной темы. К тому же исследование и его результаты широко освещались, в местных теле- и радиоканалах, газетах, а в некоторой степени даже на национальном уровне. Это позволило повысить осведомленность местных жителей об опасных веществах. Несмотря на то, что вопрос о сокращении выбросов опасных веществ уже обсуждался в муниципалитете, исследование сделало его главным приоритетом. Фактически, с тех пор все финансовые потребности города, связанные с сокращением опасных веществ, были удовлетворены.
К сожалению, детские товары и игрушки также часто являются источником опасных веществ. Литва креативно подошла к освещению проблемы опасных химических веществ: в некоторых районах Каунаса при рождении малыша семьям выдают подарочные наборы, куда входят экосертифицированные детские шапочки. Возможно, это подскажет родителям, что дешевый текстиль, особенно стоящий как обед в кафе, может таить в себе немалую угрозу.
Инсайт №8: Эту работу точно надо продолжать
Всего в рамках инфокампании Non Hazardous City удалось охватить в Балтийском регионе аудиторию в несколько миллионов человек.
Эта работа – первый шаг к созданию среды, свободной от токсинов. Впереди еще много работы, однако совместными усилиями стран-участников проекта пройти этот путь становится намного проще. Свой вклад в защиту окружающей среды и собственного здоровья может внести каждый. Во время проекта было создано множество полезных гайдов. Берите их в работу и вместе у нас получится сделать наши города безопаснее и сохранить планету!
Список полезных материалов
«Руководство по включению экологических критериев в госзакупки»
«Как сделать офис экологичнее и создать рабочую среду, свободную от токсинов»
«Секретные материалы в быту: как сократить количество опасных веществ на вашей кухне»
«Как очистить дом от опасных веществ»
«Инструменты сокращения химических веществ в урбоэкосистемах»
«Безопасность прежде всего: как избежать опасных веществ в материалах, контактирующих с пищей»
«Руководство по управлению химическими веществами в рамках системы экологического менеджмента»
Международный семинар «Эффективные инструменты сокращения химических веществ в урбоэкосистемах: Проект NonHazCity для Санкт-Петербурга»
Фэнтези-сериал «Гринленд: история без пластика»
Видео «Опасные химические вещества в доме»
Видео «Опасные химические вещества в офисе»
Больше материалов и публикаций проекта на русском здесь.
Также еще больше материалов можете найти на английской версии сайта.
Статья разработана в рамках проекта NonHazCity2 при финансовой поддержке Программы «Интеррег. Регион Балтийского моря», Европейского Союза и Правительства Российской Федерации. Содержание данной статьи является только мнением авторов, а не мнением Европейской комиссии или Правительства РФ.