Озабоченные вопросами экологии россияне готовы платить больше за экологичные товары и доверяют экомаркировкам

Ответственные потребители готовы покупать экологичные товары по повышенной стоимости, обращают внимание на наличие официальной экомаркировки и хотят видеть на рынке больше экологичной одежды и обуви. Об этом говорят результаты опроса Движения ЭКА и Экологического союза «Как мы выбираем экотовары». Целью опроса было выяснить, как сегодня формируется покупательское поведение по отношению к категории зеленых товаров.

23.04.2024

Опрос проведен среди пользователей платформы Ecowiki.ru и членов региональных экологических сообществ. В нем приняли участие 842 респондента, 86% из них — женщины. 64% опрошенных – жители регионов, 24% – москвичи, 12% – петербуржцы. Больше всего среди участников исследования молодых людей в возрасте от 26 до 35 лет. Доход большинства опрошенных (30%) достигает 40-70 тысяч рублей в месяц, и почти столько же (24%) зарабатывают 20-40 тысяч рублей. В каждом вопросе участники могли выбирать несколько вариантов ответа.

Что мотивирует россиян покупать экотовары? 80% опрошенных рассказали, что делают это, так как им нравится осознавать, что они могут снизить вред планете и внести вклад в экономию природных ресурсов. 50% нравится покупать этичную продукцию, которая не тестировалась на животных и производилась с уважением к трудовым правам работников. 46,5% считают, что экотовары полезнее для здоровья. А 42% назвали покупку экологичных товаров частью своей принципиальной жизненной позиции.

42% покупают «зеленые» товары в офлайне, а 39% через онлайн-площадки. При этом об их наличии и ассортименте большинство покупателей – 36% – узнают, читая обзоры на специализированных онлайн-порталах и комментарии в тематических сообществах. 34% ищут экотовары в специализированных магазинах, ориентированных на их продажу, или ищут конкретный товар через поисковик. Чуть меньше опрошенные доверяют «зеленым» полкам на маркетплейсах, описаниям в карточках товара и рекомендациям инфлюэнсеров. И только 6% доверяют рекламе, в которой товар описывают как экологичный.

При этом покупатели знают, что не все товары, которые производители называют экологичными, действительно соответствуют этому статусу. 81% опрошенных считает: понять, где экологичный товар, а где гринвошинг, можно, ориентируясь на специальную маркировку, которую присвоила продукту независимая экспертная экоорганизация.

В топ-5 знаков, на которые потребители обращают внимание при покупке товара, вошли экомаркировки «Листок жизни» (57%), «Европейский цветок» (38%) и ICEA (32%), знак этической сертификации Vegan (46%) и символ переработки упаковки «Лента Мебиуса» (37%).

В то же время действительно глубокими знаниями в экомаркировках обладает чуть меньше половины опрошеных. 40% респондентов среди всех вариантов выбрали только знаки официальной экосертификации как те, по которым они бы определили, что товар экологичный, и купили бы такой товар. Остальные 60% наряду со знаками экосертификации указали на другие знаки, а также на элементы «зеленого» дизайна этикетки.

Ксения Илларионова, руководитель отдела по связям с общественностью и экопросвещению Экологического союза: «Среди экоаудитории есть настоящие знатоки экомаркировок. Почти половина опрошенных точно указала на знаки экосертификации, отделив их от гринвошинговых знаков типа «eco friendly» или «100% organic». С «Листком жизни» знакомо большинство опрошенных (76%). Следующие по известности после него – «Европейский цветок» (58%), Vegan (45%), Ecocert и ICEA (38%). Далее идут «Северный лебедь» (29%), BDIH (15%), «Органик ГОСТ» (13%) и NATRUE (9%). Результаты опроса показывают необходимость дополнительного просвещения потребителей, Экологический союз и Движение ЭКА вместе с экоответственными брендами продолжат работу, направленную на то, чтобы покупки россиян становились осознаннее – в пользу здоровья и природы».

Сегодня экологичные товары обычно дороже других. Тем не менее, по результатам опроса, приобретать экотовар, если его цена выше обычной, готовы 91% опрошенных. Разница в цене, по мнению 35%, не должна превышать 10%, но 27% допускают и разницу до 30%.

Больше всего россиянам не хватает экологичных товаров в категории одежды и обуви – так ответили 60%. Равное количество респондентов – по 48% – высказались также, что на рынке должно быть больше экологичных продуктов питания и товаров для строительства и ремонта. Следующие по популярности ответы – бытовая химия (41%) и косметика (36%).

Юлия Тоцкая, шеф-редактор платформы Ecowiki.ru Движения ЭКА: «Экологичными товарами чаще всего интересуются люди, которые уже внедрили в свою жизнь одну или несколько экопривычек. Мы решили узнать про них подробнее и выяснили, что самая частая экопривычка тоже связана с шопингом – 89% опрошенных используют многоразовые сумки вместо пакетов. 85% раздельно собирают и относят в экопункты опасные отходы, такие как батарейки и лампочки, а 81% старается сдавать на переработку и другие виды отходов. 76% экономят воду и электроэнергию. А самая редкая экопривычка касается изменения ежедневного рациона. Меньше всего опрошенные готовы отказываться от мяса и молочных продуктов или снижать их количество в своем меню».

Пресс-служба

employee portrait
Татьяна Суворова
Ведущий специалист отдела по связям с общественностью
+7 (977) 781-70-89 (WhatsApp)
[email protected]