«Зеленый» подкаст: Гринвошинг — маскировка под экологичность

Портал «РБК Тренды»

В девятом выпуске «Зеленого» подкаста РБК Тренды разберемся, как не попасть в ловушку маркетологов, выбирая экологичные товары

03.11.2020
  • Рекомендованное
article intro image

С появлением тренда на осознанное потребление возникла новая категория покупателей, которые стремятся к снижению вреда для окружающей среды. Этот факт не остается без внимания маркетологов, и магазины пополняются товарами экологичного вида. Такой вид пиара называется гринвошинг: производители рисуют на упаковке товаров несуществующие эко-сертификаты с целью повышения продаж. Рассказываем, как выбрать действительно экологичный товар по обертке.

Эксперт этого выпуска — Юлия Грачева, директор Экологического союза, руководитель центрального органа системы «Листок жизни», член совета директоров Всемирной Ассоциации Экомаркировки.

Таймлайн беседы:

1:00 — «Осторожно — гринвошинг: как маркетологи делают продукт экологичным»

5:17 — Обнаружили нарушение — куда обращаться?

10:17 — Что стоит за знаком экологической сертификации

14:33 — Проверка на экологичность: каким сертификатам можно доверять

18:53 — Чек-лист для проверки на экологичность

32:35 — Радикальные поступки в пользу экологии

Юлия уверена, что встать на устойчивый путь развития и сделать свое производство экологичным может каждое предприятие:

Все приемы гринвошинга можно разделить на несколько категорий. Первая категория — простые. К ним относится создание экологичного образа продукта через упаковку: крафтовый дизайн, зеленый цвет, слова «природный» и «экологичный». Вторая категория — более сложные приемы. Например, ложная маркировка товара сертификатами экологичности.

Нужно помнить, что ничего экологически чистого в природе не существует, и каждая система сертификации разрабатывает свои критерии экологичности товаров. Разобраться в них неподготовленному покупателю бывает сложно. Но помочь в этом может мобильное приложение Ecolabel Guide, созданное Экологическим Союзом, Агентством по охране окружающей среды ООН и Министерством северных стран. В этом гиде по экомаркировкам собраны действующие экологические сертификаты, которым стоит доверять. Также в приложении есть советы о том, как правильно читать сертификаты и как проверить их на подлинность.

Часто на полках можно встретить товары бытовой химии в неэкологичной упаковке со значком «Листок жизни». Объяснить это очень просто. Для некоторых товаров, например, порошка, сложно подобрать бумажную упаковку, потому что она будет намокать и испортит продукт. Стоит понимать, что упаковка — лишь одна из стадий жизненного цикла товара. В случае с порошком, за его экологический след отвечает также правильный состав и устранение пятен при низкой температуре. То есть, упаковка — не самый важный критерий экологичности.

Качественные характеристики продукта на соответствие эко-нормам производители проверяют самостоятельно в независимых лабораториях. Иногда этим занимается и «Листок жизни». Чтобы получить сертификат, нужно соответствовать определенным требованиям и оптимизировать процесс производства. Кажется, что это недоступно маленьким локальным брендам. Конечно, для этих преобразований нужно приложить усилия. Но все одинаково возможно в реализации и для мелких, и для крупных предприятий.

Слушать подкаст на сайте РБК.Тренды

Пресс-служба

employee portrait
Ксения Илларионова
Руководитель отдела по связям с общественностью
+7 (952) 365-28-62 (WhatsApp/Telegram)
illarionova@ecounion.ru