Зеленый мираж: как в России пробуют экологизировать госзакупки

Коммуникационный проект +1

В условиях санкций тренд на «озеленение» госзаказа может захлебнуться, сообщили Plus-one.ru опрошенные эксперты. Закупки государственных ведомств и госкомпаний имеют для российской экономики огромное значение — на них приходится около трети ВВП. Казалось бы, регулирование такой масштабной сферы способно задать темп национальной экологической модернизации, но вплоть до 2022 года власти не вводили для нее «зеленых» критериев

25.07.2022
article intro image

Шаг навстречу циклической экономике

В начале июля правительство РФ приняло постановление, утвердившее список товаров для госзакупок, к которым будут предъявляться особые «зеленые» требования. По сути, это первый федеральный документ, регулирующий экологичность продукции, приобретаемой государственными учреждениями и госкомпаниями. В разработке документа участвовали специалисты Российского экологического оператора (РЭО), ответственного за реализацию мусорной реформы и появление федеральной схемы обращения с отходами.

Cреди товаров, состав которых должен соответствовать «зеленым» критериям, — туалетная бумага и бумажные носовые платки, тротуарная плитка и бордюры, резиновая плитка, эластичная кровля и гидроизоляционные материалы, мусорные контейнеры, органические удобрения и несколько видов грунта. Как уточнил директор РЭО Денис Буцаев, указанная выше продукция должна будет содержать вторичное сырье, его доля — 3% в 2024 году и 5% с 2025 года.

Госзакупки в России осуществляются в соответствии с ФЗ-44 «О контрактной системе». Его формулировки постоянно меняются — только в 2021 году в закон и связанные с ним подзаконные акты было внесено до 300 правок, но ни одна из них не была направлена на «озеленение» госзаказа. Закупки госкомпаний проходят по ФЗ-223. Новые экологические требования будут применяться ко всем видам госзаказа.

Создание подобных перечней «зеленой» продукции — важный этап формирования циклической экономики, где количество мусора сведено к минимуму, а отходы становятся сырьем для производства новых товаров. Однако на этом «озеленение» госзаказа может надолго замереть, считают эксперты.

Постановление правительства стало продолжением той политики, которую оно проводило до введения санкций, заявил Plus-one.ru член экспертного совета по развитию конкуренции в сфере госзакупок Комитета по защите конкуренции Госдумы Дмитрий Тортев. «Есть вероятность, что если власти и дальше станут навязывать предприятиям „зеленые“ стандарты, то они будут закрываться. Сегодня вопрос сокращения отходов и увеличения доли возобновляемых ресурсов — не ключевой для государства», — убежден эксперт.

По словам Дмитрия Тортева, на российском рынке практически отсутствует «зеленая» продукция, что связано с низким уровнем сортировки и переработки отходов.

Постановление правительства не решит задач охраны окружающей среды и повышения экологичности бизнеса, сообщила Plus-one.ru руководитель органа по сертификации «Экологический союз» Евгения Кузнецова. «Это лишь первый шаг к „зеленым“ закупкам. Дальше необходимо расширять и конкретизировать критерии экологически ответственной продукции», — пояснила она.

«Зеленые» закупки стоит рассматривать как элемент стимулирующих мер для развития устойчивости бизнеса, уверена Полина Пахомова, руководитель Лиги зеленых брендов — объединения компаний, внедряющих в свой бизнес принципы устойчивого развития. «Компании заинтересованы в оценке своей „зелености“ в случае, если получат доступ к новым заказам и рынкам. По поручению Минсельхоза до конца 2022 года Роскачество, „Фосагро“ и Лига зеленых брендов разработают стратегию с критериями, соблюдение которых даст производителям возможность маркировать свои товары как „зеленые“. Это станет очередным шагом на пути к „зеленым“ закупкам и созданию экосистемы мер поддержки ответственных производителей, включая „зеленое“ финансирование и „зеленые“ полки», — рассказала Plus-one.ru Полина Пахомова.

Опыт «зеленых» закупок есть у Москвы и крупного бизнеса

До июля 2022 года единственный случай применения экологических требований к госзакупкам был зафиксирован в столице России: в 2010-м ее правительство ввело «зеленые» критерии к закупкам топлива (количество выбросов), осветительных приборов и электронной техники (энергоэффективность), а также бумаги (наличие в составе вторичного сырья). Городские власти собирались расширить перечень таких товаров, однако в 2017 году пришли к выводу, что «в рамках действующего правового поля и рыночной ситуации реализация „зеленых“ госзакупок в России невозможна». На тот момент доля закупок, к которым применялись экологические критерии, составляла 8,5%. Чаще всего они использовались для приобретения компьютеров, мониторов и другой рабочей аппаратуры.

Согласно данным Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), внедрение «зеленых» госзакупок позволяет сократить затраты на электроэнергию, водоснабжение и топливо, что в конечном счете ведет к экономии бюджета.

В 2020 году эксперты Российского экологического общества, Центра стратегических разработок и «Экологического союза» подготовили доклад о «зеленых» закупках в РФ. Согласно ему, экологические требования к товарам массово внедрял лишь крупный бизнес. Специалисты указывают, что государственные органы «пользовались этой возможностью несистемно и неосознанно», хотя действующий на тот момент ФЗ-44 позволял устанавливать экологические требования для любых закупок.

Одним из наиболее эффективных инструментов экологизации госзаказа эксперты назвали экомаркировку I типа — независимую сертификацию товаров, которая подтверждает, что они соответствуют экологическим критериям на всем жизненном цикле — от добычи сырья до утилизации.

В частности, среди российских компаний такую экомаркировку для своей продукции получили производитель бытовой химии ««Сплат Глобал» и производители строительных материалов «Технониколь» и profine RUS. Эти предприятия перерабатывают более 50% отходов, снижают водопотребление в 1,5-2 раза, очищают собственные стоки.

Мировой опыт экологизации закупок

«Зеленые» госзакупки с 1990-х годов существуют в европейских и азиатских странах, а также в США. По данным ОБСЕ, 69% государств-участников организации (всего их 57) используют такой механизм экологизации своей экономики. В большинстве западных стран главной целью «зеленых» закупок декларируется улучшение состояния природы. В Дании, Финляндии, Германии, Нидерландах и Швеции «зеленый» госзаказ используют для уменьшения загрязнения окружающей среды.

Экологичные товары и услуги могут стоить дороже обычных, но в долгосрочной перспективе оказываются выгодными. Например, по данным Европейской комиссии, закупки энергоэффективного оборудования ведут к существенному снижению платежей​ за электроэнергию.

Еврокомиссия регулярно рассказывает об успешных примерах «зеленых» закупок в ежемесячном дайджесте. Так, в Вене сэкономили десятки миллионов евро, повысив энергоэффективность зданий и сократив образование отходов. А в Лондоне, установив в метро светодиодное освещение, снизили затраты на обслуживание оборудования на 75%.

Проводить параллели между отечественной и европейской практикой «зеленых» закупок пока сложно, поскольку экологические критерии ЕС существуют давно и основаны на международной маркировке I типа, а не на доле вторсырья в продукции, считает Евгения Кузнецова. По ее словам, Россия еще может пойти по тому же пути.

Пресс-служба

employee portrait
Татьяна Суворова
Ведущий специалист отдела по связям с общественностью
+7 (977) 781-70-89 (WhatsApp)
[email protected]