Зеленый госзаказ

РБК. Проект «Зеленый мегаполис»

23.12.2020
  • Рекомендованное
article intro image

Что такое «зеленый» госзаказ?

Государственные закупки с включением экологических требований к закупаемым товарам и услугам принято называть «зелеными». При их проведении поставщика товаров или услуг оценивают не только руководствуясь предлагаемой ценой или качеством, но и с точки зрения дополнительных экологических критериев. Это, например, происхождение древесины из источников ответственного лесопользования (мебель, офисная бумага), отсутствие опасных ингредиентов в чистящих средствах или наличие маркировки добровольной системы сертификации FSC.

«Зеленые» государственные закупки (Green public procurement) — понятие, давно существующее в европейских, азиатских странах и США, но относительно инновационное для России, — говорит Евгения Кузнецова, руководитель органа по сертификации «Экологический союз», ведущий эксперт системы «Листок жизни». — По данным организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), практически все страны — члены ОБСЕ разработали стратегии и политики государственных «зеленых» закупок, а 69% всех членов ОБСЕ внедрило такие закупки и ведёт их мониторинг».

Соблюдение ряда требований по экологической безопасности государственных закупок, как подтверждает опыт внедривших подобные программы стран, может привести к положительным изменениям. Среди них:

снижение загрязнения поверхностных вод и почвы токсическими веществами;

вывод вредных веществ из производств;

уменьшение количества образуемых отходов производства, увеличение объема их переработки;

увеличение доли возобновляемых ресурсов в производстве, экономия ресурсов.

Как госзакупки «зеленеют» в России

По мнению Евгении Кузнецовой, в России тоже растёт интерес к этой теме: «Государственные закупки составляют порядка 30% ВВП России. Таким образом, внедряя экологические требования к ним, государство способно стать мощным драйвером устойчивого производства и потребления. Возможность проведения закупок с дополнительными экологическими требованиями предусматривается федеральными законами, которые регулируют государственные и муниципальные закупки. Однако говорить о формировании системы государственных „зеленых“ закупок еще рано. Экологические требования к закупаемой продукции не сформулированы и не имеют официального статуса, покупатели слабо ориентируются в экологических характеристиках и экомаркировке товаров».

На уровне страны госзакупки регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Его 32-я статья предполагает, что при закупке могут учитываться экологические характеристики объекта, однако практика применения этой нормы еще не сложилась.

В 2016 году Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы заказал экспертам в отрасли провести научно-исследовательскую работу. Ее целью было проанализировать сложившиеся практики закупок и сформировать обновлённый перечень критериев для включения в закупочные процедуры столицы. Кроме того, этот перечень должен был войти в новую редакцию постановления Правительства Москвы № 3326ПП «Об экологических требованиях к качеству и техническим характеристикам продукции, закупаемой по государственному заказу города Москвы, и направлениях совершенствования систем экологической сертификации и аудита».

В рабочую группу вошли эксперты из Всемирного фонда дикой природы (WWF), НП «Экологический союз» и Высшей школы экономики. Результаты исследования, опубликованные в 2017 году, показали, что экологические требования и критерии были обнаружены в 83,7% от всех рассмотренных процедур, но чаще всего применялись несистемно, неосознанно и достаточно поверхностно.

23 апреля 2020 года эксперты этих организаций представили доклад «Государственные „зеленые“ закупки: опыт правового регулирования и предложения по внедрению в России». В нем описываются задачи, которые решаются с помощью «зеленого» госзаказа в Европе и в мире, анализируется российский опыт экологически безопасных госзакупок, а также даются рекомендации по совершенствованию федерального и регионального законодательства и практик.

Как покупать товары и услуги ответственно?

Одним из важнейших направлений движения в сторону экологизации закупок является разработка национальной системы стандартов. Важный источник для этого — экомаркировка, особенно так называемая экомаркировка I типа.

Ее существенным отличием является то, что она основана на анализе и оценке всего жизненного цикла продукта — от добычи сырья до потребления и утилизации. На сегодня экомаркировка I применяется в более чем 50 странах мира.

«Опыт стран Европейского союза, Китая, Японии и ряда других стран подчеркивает роль экомаркировок, в том числе I типа (таких как „Листок жизни“), в формировании экологических критериев для „зеленых“ закупок.

Использование экомаркировок в качестве источников экологических критериев возможно и в России, это поможет преодолеть один из серьезных барьеров на пути „зеленых“ государственных закупок — отсутствие четких критериев выбора экопродукции», — отмечает Евгения Кузнецова.

Основные преимущества экомаркировки I:

большое число стандартов для разных типов продукции;

независимость экспертизы, а значит — высокий уровень доверия к оценке;

прозрачность процедуры сертификации и другие.

Кроме того, ряд экологических требований может включаться в условия закупки и контракта, например условие обучения персонала поставщика ответственному обращению с ресурсами или определенная доля содержания вторичного сырья в готовой продукции.

«Зеленый» госзаказ поддержит ответственного предпринимателя

В России уже существует ряд производителей товаров и услуг, для которых одним из важнейших приоритетов является устойчивость. Многие из таких производителей проходят процедуру добровольной экологической сертификации, например «Листок жизни» и FSC. Внедрение экологических критериев к организации госзакупок позволит государству не только обеспечить охрану окружающей среды, но и поддержать ответственных производителей, проявивших инициативу в этих вопросах. Однако для того, чтобы процесс обрёл силу, необходимо создание библиотеки экологических критериев и большее использование надежных экомаркировок в системе госзаказа. Иначе конечный потребитель неизбежно будет сталкиваться с явлением «гринвошинга» — маркетинговой уловкой, когда ничем не подкрепленные экологические заверения используются для продвижения продукта или услуги. И это задача, в которой предстоит объединить свои силы экспертному сообществу, общественности, бизнесу и государству. Хорошим примером подобной деятельности может стать работа Экологического союза: «Экологический союз занимается разработкой критериев „зеленых“ госзакупок и механизмов их внедрения. Также мы осваиваем и транслируем передовой мировой опыт в этой области на международном и федеральном уровнях. Совместно с экспертами WWF, FSC и Высшей школы экономики проводим тренинги и семинары для представителей государственной власти, готовим методические материалы о внедрении „зеленых“ закупок в России», — подчеркивает Евгения Кузнецова.

Пресс-служба

employee portrait
Ксения Илларионова
Руководитель отдела по связям с общественностью
+7 (952) 365-28-62 (WhatsApp/Telegram)
illarionova@ecounion.ru