Защитить от подделки

Интернет-портал «Российской газеты»

35 процентов населения страны готово переплачивать за «полезность» продукта.

02.04.2019

В крупных городах России растет спрос на экотовары. Согласно данным исследовательского холдинга «Ромир», 35 процентов покупателей готовы переплачивать за «полезность» продукта. Об этом говорили эксперты петербургского форума «Экология большого города».

Фото: Алексей Стригин/Анна Дурова/РГ

Однако зачастую на доверчивых людях, желающих помочь окружающей среде путем покупки экотовара, наживаются недобросовестные производители. Товарам придают несуществующие свойства «зеленых» за счет простых добавок в названиях: «эко», «био» и «органик». Представили розницы в подобной ситуации бессильны: если товар назван псевдоэкологическим, но при этом соответствует заявленному составу и отвечает всем требованиям системы сертификации, он законен. Кроме того, в больших сетях опасаются отказывать новым компаниям, даже с сомнительным по качеству товаром. Боятся того, что производитель пойдет в федеральную антимонопольную службу и обвинит ретейлера в препятствии выходу на рынок маленькой фирмы. По словам экспертов, очистить рынок от подделок не помогает даже существующий стандарт, определяющий, что такое «органический продукт», но… не понятия «эко-» и «биотовары».

Подобная ситуация вводит потребителей в заблуждение и не отвечает на вопросы: крафтовая упаковка, которая разлагается, – это органический продукт? А витамины – экологический товар? В чем в принципе разница между «эко», «био» и «органик»? Оказывается, что ни в чем. Это слова-синонимы, они пришли в язык из других стран. Все они обозначают «чистые” товары. Только в Великобритании любят говорить «органик», в Германии – «био», а во Франции – «эко».

Из-за отсутствия законодательной базы производители, покупатели и ретейлеры не могут договориться, что же считать экологическим товаром. Нужно ли закладывать в значение слова состав упаковки, способ хранения, транспортировки и маркировки?

По словам куратора экологического направления «ВкусВилл» Александра Цыганкова, вопрос экологичности упаковки волнует большинство потребителей. За прошлый год в отдел по работе с обратной связью сети пришло более 700 обращений на эту тему. Несмотря на активную заинтересованность покупателей, осуществить переход на перерабатывающуюся упаковку трудно из-за инерции рынка. Сегодня ретейлеры не готовы к удорожанию продукта за счет его упаковки.

Все эксперты понимают, что потребителя нужно образовывать. Вот только не могут решить, кто именно это должен делать. И ждут вмешательства государства.

Однако очевидно, что образовывать потребителя нужно, наведя порядок с маркировками. Сегодня на всех товарах слишком много обозначений: «лучший товар года», «без трансгенов», «безлактозный продукт». В таком многообразии покупатель теряется – ему нигде не дают обозначений и пояснений, а только печатают значки. Поэтому, увидев, например, российскую экомаркировку «Листок жизни», человек просто не обратит на нее внимания, уверены эксперты. При этом «Листок жизни» является первой и единственной в России экологической сертификацией, признанной на международном уровне.

Большие ретейлеры еще только думают, как просвещать покупателей об экологических продуктах и сознательном потреблении. С конкретными акциями выступают не многие: финские гипермаркеты в Петербурге, например, в начале года провели акцию сознательного потребления с призывом покупать оторванные от гроздьев бананы.

В кругу ретейлеров дискутируют еще по одному вопросу: как в магазинах выкладывать экотовары так, чтобы привлекать к ним особое внимание? Одни эксперты считают, что специальные стеллажи или стенды с надписью «эко» бессмысленны, так как «чистые» продукты присутствуют практически в каждой товарной группе. Другие ретейлеры, напротив, уже перепланировывают свои магазины, выделяя отдельно всю здоровую продукцию и бытовую химию.

Решить ряд вопросов, связанных с экотоварами, должен закон «Об органической продукции», принятый в августе прошлого года. Он вступит в силу в январе 2020 года, но коснется лишь сельскохозяйственного сегмента и не затронет непищевую продукцию.

Юлия Грачева, директор Экологического союза Санкт-Петербурга:

– Во многих странах используется система государственных «зеленых” закупок. Она позволяет включать экологические критерии в состав конкурсной документации в качестве преимущества. В России теоретически это также возможно. Еще один вопрос – сегодня практически отсутствуют методические инструментарии, поясняющие ретейлерам и производителям, как сделать информацию по продукту «прозрачной». Пока существует лишь два документа: «Руководство по представлению информации об устойчивости продукции» ООН и «Методическое руководство по экологизации ассортимента и грамотному позиционированию экотоваров» Экологического союза.

Пресс-служба

employee portrait
Ксения Илларионова
Руководитель отдела по связям с общественностью
+7 (952) 365-28-62 (WhatsApp/Telegram)
illarionova@ecounion.ru