В бизнесе майка лидера стала «зеленой»

Газета «Деловой Петербург»

Сегодня бизнесу выгодно быть ответственным. Реализация экологических инициатив повышает конкурентоспособность компаний. И становится инвестицией в развитие.

31.05.2021

Экологическая ответственность — значимая часть концепции устойчивого развития. Поэтому актуальность вопроса с каждым годом лишь растёт. Многие исследования потребительского поведения в 2020 году продемонстрировали, что тема «осознанности» стала активнее набирать обороты и привлекать новых адептов.

При этом маркетологи давно говорят, что для продвижения продукта недостаточно знать пол, возраст и приблизительный доход своей целевой аудитории: стратегия должна учитывать ценностные ориентиры и культурно-нравственную систему координат потенциального клиента. Уже в 2019 году, по данным опроса Московской школы управления Сколково и Ромир, 37% россиян были готовы голосовать рублём за товары и услуги компаний, относящихся к категории ответственных производителей. Причём это означает не только соответствие продукта экологическим стандартам, но и участие бизнеса в проектах по защите окружающей среды.

Следует ли предприятие экологической повестке — теперь не «личное дело» организации, теперь это вопрос доверия «извне». И будущее тенденции вполне чётко читается.

Возможности для бизнеса

«Зелёная» повестка предлагает бизнесу и вполне понятные рыночные инструменты, а также идеи для маркетинговых стратегий, снижение налоговой нагрузки, более комфортный выход на международные рынки, интерес инвесторов при хорошем ESG-рейтинге и множество других возможностей. «Нефинансовые» показатели компаний становятся конкурентным преимуществом.

«В период пандемии многие компании, которые занимались экспортом, как раз выиграли, — напоминает координатор «Деловой России» по Северо-Западному федеральному округу, председатель Санкт-Петербургского регионального отделения «Деловой России» Дмитрий Панов. — Так вот, международный покупатель при выборе производителя в числе прочего очень внимательно оценивает и смотрит на способ избавления предприятия от отходов и, в том числе, на переработку вторичного сырья. От наличия этих пунктов зависит репутация компании на международном рынке. То же самое можно сказать и про иностранных инвесторов, которые всё чаще при принятии решения о вложении в ту или иную компанию учитывают её влияние на экологию. Также необходимо сказать про экотренды, которые прочно закрепились на рынке недвижимости — причём как городской, так и загородной. Сегодня выигрывает тот застройщик, который вместе с квадратными метрами предлагает ещё и сопутствующую инфраструктуру».

Денис Величенков, директор службы адаптации продукта Управления по региону Санкт-Петербург Группы «Эталон» подтверждает, что такая тенденция на рынке недвижимости существует. В качестве примера он приводит конкретный кейс: «Проект ЖК Botanica получил золотой сертификат Green Zoom. Мы доносили до клиентов, что у нас есть энергоэффективный дом, и мы можем это доказать, — и это действительно являлось одним из факторов при принятии решения о покупке».

Потребительские тренды влияют и на появление новых «фишек» в ретейле. Например, крупные сети включают в свои программы рекомендации для поставщиков проходить экосертификацию, а также особые способы выделения экологически предпочтительных товаров на полках или в маркетплейсах. Об этом рассказала Юлия Грачёва, кандидат биологических наук, директор Экологического союза, член совета директоров Всемирной ассоциации экомаркировки (GEN), руководитель центрального органа системы экологической сертификации «Листок жизни». Эксперт также пояснила: «Экомаркировка — это рыночный инструмент. Мы не говорим о каком-то государственном регулировании, мы говорим о рынке и тех потребителях, которые уже сейчас готовы покупать экологически предпочтительную продукцию — и таких потребителей становится всё больше. Компания получает необходимое доказательство того, как транслировать свою экологичность на рынок».

Возможности для бизнеса создаёт не только сам тренд на «экоответственность», но и формирующиеся вокруг него механизмы поддержки. Генеральный директор Центра развития промышленности Ленинградской области Вера Штокайло рассказала, что буквально в конце апреля 2021-го на базе организации был создан «Клуб экспортёров» — и одним из направлений, которому будет уделено особое внимание, является вопрос внедрения «зелёных» технологий. Для членов клуба до конца года состоится несколько встреч по данной теме. Такое решение Вера Штокайло объяснила растущим интересом предпринимателей: «Если мы раньше говорили о тренде внедрения европейских «зелёных» технологий у нас на предприятиях, то сейчас мы видим, что компании заинтересованы в применении технологий, обсуждении опыта, возможностей, нормативно-правовых актов, которые изменяются».

Выгоду экологической ответственности демонстрирует растущее количество бизнес-проектов, считает Анастасия Михальченко, директор ГКУ «АЭРЛО», представитель АСИ по направлению «Предпринимательство и технологии» в Ленинградской области: «Год назад даже ещё не было «подхода к снаряду», а уже сейчас у нас есть готовые проекты, наработки, обсуждения и интересанты, самое главное. И если раньше на сопровождении в агентстве проектов сине-зелёной экономики было «ноль», то уже сейчас у нас порядка 10 проектов: 3 ветроэлектростанции и проекты по переработке промышленных отходов. В феврале прошла российско-германская конференция по инвестиционному климату — крупнейшее мероприятие в этой сфере для обеих стран. В ней участвовал губернатор Ленинградской области и там анонсировал, что регион заинтересован в развитии проектов в сфере производства зелёного водорода и его продажи как на территории региона, так и на экспорт».

Эксперт также напомнила, что в этом году на региональном уровне в Ленобласти принят СПИК 2.0 — это позволяет получить налоговую льготу при включении в реестр Минпромторга «Новые технологии». Кроме того, в апреле началось обсуждение целесообразности создания «Клуба стратегических инициатив СПб и ЛО» для повышения эффективности взаимодействия двух субъектов. Важным направлением сотрудничества указано развитие «зелёной» экономики.

Полная версия статьи 

Пресс-служба

employee portrait
Ксения Илларионова
Руководитель отдела по связям с общественностью
+7 (952) 365-28-62 (WhatsApp/Telegram)
illarionova@ecounion.ru