Соблюдай диету для всей планеты

Проект «Плюс один»

+1 разбирается, на что обращать внимание при покупке продуктов, как не попасться на уловки маркетологов и из чего можно приготовить эко-френдли обед.

17.09.2019

Фото: pixabay.com

Вместо мяса — орехи и бобы

Это может прозвучать неожиданно, но отказ от красного мяса хотя бы на пару дней в неделю — не менее «экологичный» поступок, чем отказ от автомобиля. Дело в том, что коровы, овцы и другие жвачные животные при переваривании пищи выделяют агрессивный парниковый газ — метан. На глобальное потепление он влияет в гораздо большей степени, чем углекислый газ.

Но дело не только в этом. Для производства мяса нужно в разы больше воды, земель под пастбища и энергии, чем для растительных продуктов питания. Один килограмм говядины, пройдя полный производственный цикл (содержание бычков на ферме, мясокомбинат, логистика, продажа, приготовление, утилизация отходов), добавляет в атмосферу 27 кг парниковых газов (а 1 кг баранины еще больше — 39 кг). Для сравнения: тот же показатель для килограмма чечевицы и орехов — 0,9 кг и 2,3 кг соответственно.

Орехи и бобовые могут заменить мясо как источник протеина
Фото: eatright.org

Но это не значит, что все человечество должно перейти на вегетарианскую диету. Речь идет лишь о том, чтобы сократить потребление мяса. Жители Северной Америки, например, съедают красного мяса в 6,38 раза больше, чем нужно для нормального функционирования организма. Нужен радикальный, но разумный пересмотр своих пищевых привычек.

Некоторые эксперты считают, что полный отказ от животноводства даже опасен. Животные пасутся на полях, непригодных для выращивания растительных культур, съедают стебли, листья, шелуху и другие побочные продукты сельского хозяйства, которые иначе пришлось бы выбрасывать, а навоз используется как удобрение.

По инициативе медицинского журнала Lancet и некоммерческой организации EAT международная группа ученых разработала рекомендации, как сделать рацион одновременно здоровым и экологичным. В таком меню может быть небольшое количество животного белка, в том числе до 28 г красного мяса и до 58 г мяса домашней птицы в день. Но основными источниками протеина, по мнению экспертов, должны стать орехи и бобовые.

Выращено здесь и сейчас

Не только мясо, но и любые другие продукты могут по-разному влиять на окружающую среду, в зависимости от того, как они попали на наш стол.

К примеру, чем дальше от нашего дома произведен продукт, тем больше его углеродный след — количество парниковых газов, которые попадут в атмосферу во время производства, перевозки и потребления. Даже свежие продукты преодолевают в среднем 2400 км пути, прежде чем оказаться на нашем столе.

Заморские продукты по пути к нашему столу оставляют значительный углеродный след
Фото: bioeco / vk.com

При этом важно, каким именно способом нам их доставили: углеродный след одной тонны еды, перевезенной на самолете, в 70 раз больше, чем у того же количества провизии, отправленной на аналогичное расстояние по морю. Некоторые продукты перевозят в холодильниках, что еще больше увеличивает выбросы парниковых газов. Поэтому местные сезонные продукты, с точки зрения влияния логистики на экологию, предпочтительнее привозных — особенно когда речь идет о скоропортящейся еде, которую чаще всего и перевозят на самолетах, оборудованных холодильниками.

Однако «сезонность» продукта отнюдь не всегда является показателем его «экологичности». «Сезонные овощи могут быть выращены в теплице, но теплицы тоже бывают разными. Например, органическую продукцию запрещено выращивать методом гидропоники — она должна расти в почве с использованием биопрепаратов и биоудобрений», — говорит Олег Мироненко, исполнительный директор Национального органического союза.

«Нестандартная» органика

К маркировкам типа «эко» и «био» относитесь критически: часто это лишь маркетинговая уловка
Фото: kanhaul.com

 

Популярность органической еды растет: на полках магазинов можно найти все больше продуктов «эко», «био», «органик». Но пока законом охраняется только маркировка «органик» (Роскачество планирует также ограничить использование слов «био», «эко» и «фермерский»).

Поэтому надписи вроде «100% натуральный продукт» и «eco-friendly» на самом деле могут быть всего лишь элементами дизайна упаковки. «К сожалению, не все знаки, которые появляются на российских товарах, подкреплены проверкой на соответствие четким экостандартам, — сетует Ксения Илларионова, руководитель отдела по связям с общественностью и экопросвещению Экологического союза. — К таким маркировкам нужно относиться критически. Обязательно проверяйте информацию на сайте производителя — по каким критериям продукция определена как экологичная и кто проводил эту оценку.

Самые надежные из экомаркировок, которые сегодня можно встретить на российском рынке — это: „Листок жизни“ (Россия), EU Ecolabel (Европейский Союз), Nordic Swan (скандинавские страны). Такие знаки производитель может поставить на свой товар только после прохождения независимой сертификации по строгим экологическим стандартам. Все заслуживающие доверия экомаркировки собраны в мобильном приложении Ecolabel Guide. Разобраться в них поможет и наш бесплатный онлайн-курс. Иначе можно попасться на уловку маркетологов и своим выбором поддержать компанию, которая занимается гринвошингом — то есть позиционирует свою продукцию как экологичную без достаточных на то оснований».

У органического сельского хозяйства есть несколько преимуществ перед традиционным: оно обеспечивает более высокое биоразнообразие, значительно меньше загрязняет грунтовые воды, улучшает состав и структуру почвы. Однако есть одно «но»: «органика» требует больше земель, а значит, может спровоцировать вырубку лесов и осушение болот ради дополнительных сельскохозяйственных угодий. А это, в свою очередь, увеличит выбросы парниковых газов в атмосферу. Но некоторые исследователи считают, что если мы будем отправлять в мусорные баки меньше пищи (сейчас примерно треть всей купленной еды выбрасывается) и сократим потребление мяса (а значит, и площадь пастбищ), дополнительные земли не понадобятся.

Автор: Анастасия Кокоурова

Пресс-служба

employee portrait
Ксения Илларионова
Руководитель отдела по связям с общественностью
+7 (952) 365-28-62 (WhatsApp/Telegram)
illarionova@ecounion.ru