Документ уже вызвал нарекания у экспертов. В частности, петербургские фермеры усомнились, что чиновникам удастся наладить контроль за производством.
При производстве будет запрещено использовать ГМО, ионизирующее излучение и ультрафиолетовые лучи. Еще два стандарта касаются требований к минеральным удобрениям. В частности, фермерам настоятельно рекомендуют существенно ограничить содержание в них свинца, кадмия и других тяжелых металлов. В Роскачестве уверены, что единые правила в скором времени позволят перейти от интенсивного земледелия к щадящему. Пока, правда, не ясно, кто будет проверять эко-овощи и фрукты на соответствие требованиям ГОСТа. И это только полбеды.
Президент Ассоциации фермеров Ленинградской области Михаил Шконда:
На мой взгляд, мы еще до сих пор не продали понятие «натуральный продукт», мы только к нему начинаем приближаться. С точки зрения маркетинга, с точки зрения продаж нужно сначала продать его, потому что первое, в чем есть проблема – это в том, что у нас невозможно определить, имеет ли он отношение к настоящему, произведенному, натуральному продукту или это какое-то мясо, привезенное с Аргентины, которое напичкано всевозможными консервантами, чтобы его довезти в итоге к нам. Это самый первый вопрос, который надо решить, поэтому еще года два-три мы будем продавать продукт, сделанный в реальности, здесь и сейчас. Только потом уже можно продавать экопродукт. Точно также встает вопрос контроля: как это будет выглядеть? Как эко как мы его будем ловить и определять? Все равно нам без некого СРО и еще чего-то, на самом деле, не обойтись.
Отмечается, что при разработке нового регламента учитывали международный опыт, в частности регламенты Евросоюза. Однако, как заявил СМИ гендиректор «Фосагро» Андрей Гурьев, российские требования жёстче иностранных. Как следствие, и товары будут стоить значительно дороже. При этом представленный документ — еще не финальный. В Роскачестве обещают, что вскоре появятся нормы по другим веществам – пестицидам, ароматизаторам, пищевым добавкам. Как бы то ни было, ГОСТ пока слишком «сырой».
Член совета директоров Всемирной ассоциации экомаркировки Юлия Грачева:
Там не идет речь о жесткости. Они просто сейчас не доработаны в той мере, что по ним можно вообще делать сертификацию, т.е. там сейчас некомпетентная информация в этих стандартах. Во-первых, там достаточно много ошибок, потому что эти стандарты основаны сейчас на требованиях европейской директивы «Евроцветок» – это именно экологическая маркировка по жизненному циклу. Эти требования в Европе касаются непищевой продукции, поэтому мы не можем взять и автоматически их применить к сельскохозяйственной. Плюс к этому критерии не четко сформулированы, и это не позволяет сейчас делать никаких выводов о том, может им кто-то соответствовать или нет.
Еще в феврале 2019 года Владимир Путин поручил правительству создать бренд экологически чистых товаров. Как заявил глава государства в ходе послания Федеральному собранию, на внешнем рынке такая продукция «уйдет влет». Спрос на натур-продукты есть и в России. По статистике, 22% потребителей с большой вероятностью купят товар с надписью «био», «эко» или «органик». Нюанс в том, что сегодня специальный значок может поставить любой производитель, по сути, не заботясь о качестве сырья. Об интересе к настоящим эко-продуктам говорят и петербургские рестораторы. Еще в конце ноября они обратились к руководству Минэкономики Карелии с просьбой организовать поставки местных натуральных продуктов в заведения общепита Северной столицы.