Минсельхоз России получил от Роспатента исключительные права на товарный знак органической продукции.
Он будет представлять собой белый лист на зеленом фоне с надписью «Органик» на кириллице и латинице, сообщили в пресс–службе министерства. Наличие данного знака на товаре будет информировать потребителей о том, что продукт и его производство соответствуют национальным стандартам органического земледелия.
Сами эти стандарты еще находятся в разработке. Но времени для их утверждения осталось немного: уже 1 января 2020 года вступит в силу закон «Об органическом земледелии». Предполагается, что сельское хозяйство этого типа будет отвечать повышенным требованиям: продукты должны выращиваться без пестицидов, в производстве может применяться только энергоэффективная техника, оно должно быть возобновляемым.
«У органического рынка есть перспективы, поскольку аудитория людей, преданных органической продукции, в России есть и в будущем она будет расти», — говорит исполнительный директор Национального органического союза РФ Олег Мироненко.
Рынок скрытых возможностей
Согласно отчету Национального органического союза, российский рынок органики за последние 2 года показывает устойчивый рост более 10%. При этом в мире это одна из самых динамично развивающихся отраслей экономики. С 2000 по 2017 год она выросла более чем в 5 раз (с $18 млрд до $97 млрд) и догнала такую сферу, как экспорт обычных вооружений (в 2018 году составил порядка $90 млрд).
По прогнозам Grand View Research, рынок продолжит свой рост со скоростью 15–16% в год и достигнет в 2025 году $212–230 млрд (3–5% мирового рынка сельхозпродукции).
Российский закон, по замыслу правительства, должен мотивировать отечественных производителей также следовать этому тренду и в будущем увеличить долю экспорта, уравняв шансы с заграничными конкурентами.
Однако скептики уверены, что интерес у фермеров может появиться только при наличии государственного субсидирования и других тому подобных поддерживающих мероприятий.
«Все мы знаем, как работает эта система господдержки: фермеры и прочие потенциальные производители органики обычно не имеют административного ресурса и потому интереса к таким программам. Ну а если говорить о сильных игроках, то они всегда найдут способ встроиться в существующие системы», — рассуждает ведущий эксперт группы экоконсалтинга D. Y. ORGANIC Давид Явруян.
Однако, как писал «ДП» в № 63 от 30.04.2019, правительство Ленобласти как раз анонсировало такую программу субсидирования: фермеры получат компенсацию 10% от капитальных вложений в производство органической продукции.
Дьявол в деталях
Россия фактически последней из развитых стран приняла органический закон. При этом, как уверяют аналитики рынка, до сих пор большое количество вопросов, связанных с производством органической продукции, законодательно не отрегулировано.
Как рассказали «Деловому Петербургу» участники межведомственной рабочей группы по реализации закона об экопродукции, уже разработано несколько ГОСТов. Также одним из самых масштабных нововведений будет реестр производителей органической продукции. Известно, что Минсельхоз будет включать в этот список предприятия и их товары только после получения ими соответствующего сертификата.
На данный момент Национальный органический союз насчитывает в России 92 официальных производителя органической продукции (прошли процедуру сертификации), из них половина работает по международным стандартам.
Предполагается, что со вступлением в силу нового закона число желающих встать на «органик–рельсы» увеличится в разы. Тогда же появится дополнительный спрос на эту процедуру.
Вот тут эксперты бьют тревогу. Проблема в том, что буква нового закона требует от производителя соответствовать исключительно российским стандартам. До недавнего времени в России был только один частный орган по сертификации, аккредитованный по ГОСТу, — «Органик эксперт». Сейчас компания лишена этого права — оно сохранено только за Федеральной службой по аккредитации.
Кроме того, в Союзе органического земледелия рассказывают, что участились звонки от сельхозпроизводителей, которые прошли сертификацию по российским стандартам и не знали, что они не котируются за рубежом. Как следствие — невозможность поставлять продукцию на экспорт. Теперь таким компаниям приходится второй раз проходить сертификацию, уже по европейским стандартам.
Обратная ситуация ждет фермеров, прошедших сертификацию за рубежом: чтобы легализоваться в России, им предстоит свериться с ГОСТом. Это вряд ли станет препятствием — скорее обычной формальностью за дополнительные деньги.
Без решения этих проблем новое законодательное поле не сможет обеспечить эффективность и устойчивое развитие биорынка, считает большинство опрошенных «ДП» экспертов.
На мой взгляд, ни закон по органике, ни готовящийся законопроект об экопродукции не будут и не могут позитивно влиять на те сферы рынка, которые призваны развивать и регламентировать. Основные инициаторы появления органик–законодательства — производители продукции, которые давно и безуспешно пытались получить международный биосертификат, а главные лоббисты «экозакона» — производители агрохимикатов. Фактически «экозакон» — это аналог «биозакона». Они нужны определенным производителям с одной целью — легализовать добавочную стоимость к продукции.
ДАВИД ЯВРУЯН
ведущий эксперт группы экоконсалтинга D.Y. ORGANIC
Требования наших ГОСТов будут похожи на международные. Фактически они даже в чем–то продублируют друг друга. Это не «легкая версия только для внутреннего пользования», а действительно строгие стандарты. Основная проблема в том, что они пока официально не гармонизированы с международными и нет никакой процедуры признания этих сертификатов за рубежом, равно как и наоборот. В январе мы столкнемся с абсурдной ситуацией, когда продукт с европейским сертификатом на нашей полке окажется нелегитимным.
ЮЛИЯ ГРАЧЕВА
директор Экологического союза Санкт–Петербурга