ПМЭФ: Сельхозпроизводителям разработают зеленую маркировку

«Ведомости»

В частности, чтобы минимизировать гринвошинг с их стороны

18.06.2022

Роскачество, производитель удобрений «Фосагро» и Лига зеленых брендов (ЛЗБ) по поручению Минсельхоза до конца года разработают стратегию с критериями, дающими производителям право маркировать свои продукты как зеленые. Первой такую маркировку должна будет получить сельхозпродукция. Эксперты инициативу приветствуют и надеются, что в процессе написания стратегии будет использован опыт зарубежных организаций, чтобы минимизировать гринвошинг.

Документ стратегии, о запуске которой объявят сегодня на Петербургском международном форуме (ПМЭФ), будет содержать общие цели и задачи развития зеленого продовольственного производства в России. Разработчиком будущей стратегии выступит Роскачество, которому будет содействовать «Фосагро». Совместная работа государственной структуры и крупной компании поможет создать вертикальную систему управления качеством экологически чистых продуктов, считают в этих организациях. «Сегодня в различных сообществах с разных сторон подходят к реализации целей устойчивого развития. Кто-то берет только экологический аспект, кто-то маркировку, кто-то интегрирует в процессы принципы ESG. Необходима вертикаль, пронизывающая все: от целеполагания до продуктовой линейки. Стратегия должна эту вертикаль сформулировать, она нужна и государству, и бизнесу. Мы видим, насколько эффективно стратегическое планирование в других сферах. Необходима программа и в данной», — передала «Ведомости. Экологии» через своего представителя заместитель главы Роскачества Елена Саратцева.

Новый зеленый стандарт для сельхозпродукции в первую очередь необходим российскому АПК, уверены в «Фосагро». «На базе стратегии будут разработаны профессиональные курсы для подготовки специалистов АПК, способных на практике применять технологии производства улучшенной сельхозпродукции. Они будут интегрированы с комплексной образовательной программой, которую уже сейчас «Фосагро» в тесном сотрудничестве с Минсельзохом реализует в ведущих аграрных вузах страны», — рассказал «Ведомости. Экологии» генеральный директор ПАО «ФосАгро» Михаил Рыбников.

Создать критерии и требования к брендам экологически чистой продукции в послании Федеральному собранию поручил президент России. С 1 марта 2022 года в России действует закон «О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками», который должен будет повысить доступность так называемых экологически чистых продуктов для потребителей. Законом закреплена терминология, определены основные требования к производству зеленой сельскохозяйственной, продовольственной, промышленной и иной продукции.

Пилотной отраслью для внедрения новой системы зеленой маркировки будет сельское хозяйство. Новая стратегия — это подзаконный документ федеральной нормативно-правовой базы для зеленых брендов российской пищевой промышленности.

Роскачество разработает стратегию на основании методики оценки уровня ESG бизнеса, которую, в свою очередь, подготовили ЛЗБ и консалтинговая компания Delloite. Представитель Delloite был недоступен для комментариев и не смог оперативно ответить на вопросы «Ведомости. Экологии». В ЛЗБ заявили, что методика, которую передали в распоряжение Роскачества, соответствует международным стандартам ISO и, чтобы получить зеленую маркировку, компания должна быть ESG-ориентированной по всему производственному циклу, в том числе в экологических и управленческих аспектах. «Новая стратегия позволит объединить анализ всех элементов полного жизненного цикла продукта: экологичности и устойчивости его производства, чистоты используемых источников энергии, углеродного следа от упаковки и логистических перемещений, и, что не менее важно, экологическое воздействие от всей цепочке поставок, Именно системный подход к оценке продукта-услуги-производителя позволяет создать единый методологический механизм как основу экосистемы мер поддержки зеленого производителя. Это оценка при получении зеленого кредитования, попадание на зеленую полку в ритейле или присвоение статуса зеленого поставщика», — заявила председатель ЛЗБ Анастасия Попова.

Опрошенные «Ведомости. Экология» эксперты приветствуют инициативу. «Инициатива интересна и нужна рынку в плане систематизации – в том числе и по мерам поддержки государства, что лежит в поле интересов производителей», — заявили «Ведомости. Экологии» в одной из компаний, являющейся членом ЛЗБ. Экологи надеются, что в процессе разработки будут использованы международные практики, чтобы минимизировать гринвошинг. Важно изучать международные практики еще и потому, что существует несколько трендов, и это связано с современным вызовами в сфере продовольствия, говорят в Экологическом союзе. Такие стандарты с точки зрения ритейла, могут значительно увеличить ассортимент экопродукции в более доступной ценовой нише. Например, 43% фруктов и овощей в Великобритании поступают от производителей, сертифицированных в системе устойчивого сельского хозяйства LEAF Marque. «Населению планеты нужно больше качественных и экологичных продуктов питания. При этом органик продукты — это до сих пор довольно узкая ниша, из-за сложности требований, более низкой урожайности и более высокой цены. Вместе с тем, на рынке завоевывает позиции тренд на устойчивое сельское хозяйство, когда нет речи о полном отказе от традиционных агротехнологий, но снижено их негативное воздействие. Например, можно вносить безопасные удобрения и пестициды, не ухудшающие показатели почв и их следы не должны быть обнаружены в конечной продукции», — рассказала «Ведомости. Экологии» Евгения Кузнецова, руководитель органа по сертификации Экологического союза.

Пресс-служба

employee portrait
Татьяна Суворова
Ведущий специалист отдела по связям с общественностью
+7 (977) 781-70-89 (WhatsApp)
[email protected]