C 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон РФ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», регламентирующий порядок осуществления этих самых закупок. Появление этого закона стало логическим продолжением «Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г.», принятых двумя годами ранее.
В новом Законе, по мнению экспертов, впервые в отечественной практике появились важные положения, способные изменить существующий порядок, а в перспективе даже вывести Россию в мировые лидеры в области «зеленых» госзакупок. Так, согласно положениям статьи 32, одним из критериев оценки заявки, наряду с ценой контракта, становится стоимость жизненного цикла объекта закупки.
Не ценой единой
«Жизненный цикл объекта» – уже вполне «зеленое» понятие, которое учитывает расходы на закупку товара или работы, последующее обслуживание (эксплуатацию) в течение срока службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или объекта, созданного в результате выполнения работы.
Появление критериев, учитывающих экологические характеристики и стоимость жизненного цикла товара, в данном ФЗ безо всяких преувеличений можно считать прогрессивным шагом, дающим надежду на то, что в России в обозримом будущем может быть сформирована целостная политика ответственных закупок по образцу европейских стран, США и Японии. Главное, чтобы закон заработал в полную силу.
Действительно, в последние годы, в рамках мирового тренда устойчивого развития, в России все активнее стали появляться инициативы по решению экологических задач на государственном уровне.
«Государство расходует значительную сумму денег на закупки для собственных нужд и способно подтолкнуть рынок к производству экологически безопасной продукции», — считает Ирина Кузнецова, научный руководитель Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева НИУ ВШЭ. Она приводит такие цифры – в РФ на эти цели расходуется 5 трл. руб. или 11% от ВВП, (для сравнения, в ЕС эта сумма достигает 2 трл. евро или 19 % от ВВП).
«Новый ФЗ открывает ряд возможностей в области «зеленых» закупок, — полагает Рашид Исмаилов, директор НП «Зеленые стандарты», член Высшего экологического совета при Госдуме РФ, — в частности он дает возможность заказчику формулировать заявку таким образом, чтобы в ней были озвучены экологические характеристики товаров или услуг. Новелла закона, учитывающая весь жизненный цикл товара или объекта, идет в мировом тренде, хотя до сих пор этот фактор в нашей стране не рассматривался с экономической точки зрения. К примеру, государство заказывало проектирование здания, его строительство и по остаточному принципу – эксплуатацию. О том, сколько оно будет эксплуатироваться 20 или 50 лет, как оно будет утилизироваться, речи не было. Сегодня законодатель заложил инструменты, чтобы сделать госзакупки более «зелеными», но необходимо сделать так, чтобы заказчик этими инструментами пользовался».
По словам Рашида Исмаилова, предприятия с государственным участием уже руководствуются директивами Правительства РФ, в которых содержатся требования к поставщикам предъявлять экологические характеристики товаров или экологические сертификаты.
Европейский опыт
С принятием ФЗ РФ № 44 Россия сократила отставание от развитых стран в области регулирования государственных закупок, где подобные законы с успехом применяются уже несколько десятилетий. Действительно, основные документы Евросоюза, регламентирующие закупки для государственных и муниципальных нужд, были утверждены еще 10 лет назад.
Это директива ЕС 2004/18 по координации процедур оплаты общественных работ, поставок для общественных целей и общественных сервисных контрактов (Directive 2004/18/EC of the European Parliament and of the Council of 31 March 2004 on the coordination of procedures for the award of public works contracts, public supply contracts and public service contracts) и директива ЕС 2004/17 по координации процедур закупки для организаций, работающих в области водных ресурсов, энергии, транспорта и почтовых услуг. (Directive 2004/17/EC of the European Parliament and of the Council of 31 March 2004 coordinating the procurement procedures of entities operating in the water, energy, transport and postal services sectors).
Отметим, что принятию этих директив предшествовал многолетний опыт экологического законотворчества на национальных уровнях стран-участниц Европейского Союза, а первые действенные меры регулирования были произведены в области закупки древесины и лесоматериалов. В частности, в Германии первая попытка введения законодательства по экологическим требованиям к древесине для государственных строительных проектов была сделана еще в 70-х годах.
В Великобритании первое руководство по закупке только легальной и устойчивой лесобумажной продукции вышло в 1997 г., а в 2000 г. правительство страны утвердило первую в мире политику ответственных закупок древесины и изделий из нее, и с тех пор она пересматривается один раз в два года. Добровольное руководство, одобренное правительством Великобритании в 1997 году, изменило восприятие поставщиков — многие стали понимать и разделять новые цели и задачи.
У истоков зеленых закупок — государство
Эта политика получила широкое признание не только в Европе, но и в других регионах. В настоящее время государственная политика закупок древесины действует более чем в десяти странах мира, и еще в 10 странах такие программы разрабатываются.
Политика ответственных закупок диктует пошаговое внедрение инноваций, выделение приоритетных направлений деятельности, продвигает идеи осуществления поставок только легальных лесоматериалов и устойчивой, т.е. сертифицированной продукции.
В большинстве случаев координацию работ осуществляет соответствующее министерство или ведомство, которое формулирует требования к закупкам, поддерживает шаги по их внедрению, проводит консультации, организует горячие линии, обеспечивает оценку, мониторинг и отчетность, следит за регулярным обновлением требований и т.д. Первый этап внедрения зеленой политики проводится центральным правительством, а затем спускается в регионы и муниципалитеты.
В Великобритании и Франции центральные власти определяют основные направления политики и руководят властями низших уровней по реализации закупок, а в Дании и Японии национальные правительства разработали политику ответственных закупок в помощь местным властям, организациям частного сектора и другим группам, осуществляющим «зеленые» закупки. Практика этих стран показала, что лидирующую роль играют местные организации, а центральные власти лишь выполняют функции общего контроля и содействия.
Перечисленные элементы управления могли бы быть использованы в российской национальной политике ответственной государственной и муниципальной закупки лесобумажных материалов.
Документом, регулирующим вопросы государственных закупок в рамках ВТО, является Соглашение по государственным закупкам (Government Procurement Agreement) 1994 г. В статье 6 содержатся положения, которые можно отнести к экологическим требованиям. В СГЗ определяются характеристики товаров и услуг, таких как качество, внешний вид, безопасность, размеры, символика, терминология, упаковка, маркировка, процессы и методы производства и другие требования, в которые могут включаться также и экологические.
Инструменты
«Говорить о формировании системы «зеленых» государственных закупок еще рано», считает Юлия Грачева, директор Экологического союза и руководитель органа по добровольной экологической сертификации «Листок жизни», — Но Закон 44-ФЗ может способствовать формированию системы «зеленых» закупок в России при условии, что участники торгов будут добросовестно следовать критериям, касающимся экологических аспектов товаров и применять их профессионально. Мы можем рекомендовать участникам торгов инструменты, которые помогают достоверно оценить стоимость жизненного цикла и экологические характеристики. Их основа заложена в международных стандартах серии ISO 14020. В их числе -распространенные во всем мире инструменты, например, экологическая декларация продукта (ISO 14025, III тип) и экологическая маркировка (ISO 14024, I тип)».
Применение этих инструментов производителями позволит заказчику объективно определить экологические характеристики товаров и сделать выбор в пользу товара или услуги, безопасных для здоровья человека и оказывающих минимальную нагрузку на окружающую среду. Например, многие компании, получившие экологическую маркировку «Листок жизни», целенаправленно модернизировали свое производство, внедряют инновационные технологии и совершенствуют рецептуру продукции, чтобы достичь лучших экологических характеристик. Конкретными примерами действующей системы «зеленых» закупок в России могут служить офисы, сертифицированные по стандарту «Листок жизни» и корпоративный «зеленый» олимпийский стандарт ГК «Олимпстрой» для закупки стройматериалов в рамках подготовки Олимпийских зимних Игр 2014 года, также учитывающий экологические критерии «Листка жизни».
«Выбор государством различных товаров и услуг должен учитывать все аспекты — экономический, социальный и экологический, как и предписывают принципы устойчивого развития», — отмечает Юлия Грачева — «Но, к сожалению, закон не обязывает участников торгов строго следовать данным критериям».
Действительно, согласно новому закону, участники госсзакупок могут использовать и другие критерии, указанные в Законе, или устанавливать собственные и не руководствоваться указанными. Но введение понятий «экологические характеристики» и «стоимость жизненного цикла» уже свидетельствует о том, что государство сделало первый шаг в направлении формирования системы государственных «зеленых» закупок».
Доп. информация:
Согласно директивам ЕС, центральные органы власти обязаны закупать энергоэффективное компьютерное оборудование (EU EnergyStarRegulation (No 106/2008) и автотранспорт, отвечающий критериям CleanVehiclesDirective (2009/33/EC), с минимальным энергопотреблением и выделением выхлопных газов.
В 2014 году ЕС выпустит директиву, содержащую минимально допустимые показатели энергоэффективности для зданий госучреждений. Так, согласно этой директиве (BuildingsDirective (2010/31/EU), к 2019 году все дома, принадлежащие или арендованные государственными структурами, должны быть зданиями с практически нулевым потреблением энергии.
Примеры государственных «зеленых» закупок, предлагаемые Евросоюзом:
1) Энергосберегающие компьютеры.
2) Постройка, реновация энергосберегающих зданий.
3) Закупка экологически безопасного транспорта.
4) Закупка бумаги, подлежащей вторичной переработке или покупка переработанной бумаги.
5) Закупка натуральных, органических продуктов для столовых.
6) Приобретение электромобилей.
7) Закупка офисной мебели, изготовленной из экологически безопасной древесины.
8) Закупка и монтаж возобновляемых электроносителей для потребления электроэнергии.
9) Закупка кондиционеров, удовлетворяющих современным экологическим стандартам.
Валерий Котельников