Современный человек не мыслит свою жизнь без дезодоранта, шампуня и разнообразных кремов. Но так ли полезны эти средства для ухода, как утверждают их производители, разбирался Plus-one.ru.
Одна химия
В состав косметики, особенно недорогой, могут входить опасные для здоровья вещества: например, соли алюминия или хлорид алюминия. Их используют в основном как активные антиперспиранты: они закрывают поры и препятствуют потоотделению. Этот же ингредиент можно найти в помадах.
Исследования подтверждают, что накопленный в организме алюминий влияет на нервную и репродуктивную системы, а также раздражает кожу. Европейское управление по безопасности пищевых продуктов (EFSA) считает допустимым потребление 1 миллиграмма алюминия на килограмм веса тела в неделю.
Федеральный институт оценки рисков (BfR) в Германии оценил предполагаемое потребление алюминия с антиперспирантами. Оказалось, что даже при однократном ежедневном использовании содержание этого металла превышает допустимое недельное потребление EFSA.
Среди вредных веществ, которые можно найти в косметике, упомянем фталаты и парабены. Фталаты применяются для придания мягкости, а также в качестве связующего компонента, создающего масляную пленку. Исследования доказывают, что они могут оказывать негативное влияние на репродуктивную функцию человека.
Парабены (methyl-, butyl-, ethyl- или propylparaben) — это консерванты, обладающие противогрибковыми и антибактериальными свойствами. Однако, например, бутилпарабен является довольно агрессивным консервантом, токсичным при вдыхании. Этилпарабен в высокой концентрации может вызвать рак молочных желез.
В список неэкологичных ингредиентов попал и используемый на протяжении многих десятилетий парафин. Его добавляют в средства для ухода, кремы или лосьоны, для придания им вязкой консистенции. Парафин также способствует образованию блеска на коже, что делает его популярным ингредиентом в помадах. Однако парафин — это углеводород, получаемый из нефти. Наиболее часто используемые углеводороды в косметике — это парафиновое масло (paraffinum liquidum) и вазелин (petrolatum).
Вредные вещества в составе косметики влияют и на окружающую среду. Например, содержащиеся в солнцезащитных средствах химические соединения приводят к гибели кораллов. В штате Гавайи (США) и Республике Палау приняты законы о запрете продажи солнцезащитных кремов, содержащих химические вещества, поражающие кораллы.
Рост интереса потребителей к составу продукции заставил крупные концерны пересмотреть рецептуру своей косметики. Ведущие компании L’Oréal, Revlon и Unilever еще в 2005 году заявили, что они добровольно удалили фталаты DBP и DEHP из продуктов, продаваемых в США. Avon, Procter & Gamble и Estée Lauder согласились удалить фталаты из своих продуктов годом раньше.
В ЕС с 1976 года действует Директива по косметике. Она регулярно дополняется на основе актуальных исследований о составе продукции. В 2009 году вступила в силу очередная поправка, которая требует от компаний, ведущих бизнес в Европе, исключить из своей косметики химические вещества, являющиеся канцерогенами, мутагенами или репродуктивными токсинами. Эта поправка запретила примерно 1400 вредных веществ.
Проверяем состав
Запомнить все вредные вещества сложно, да и уже не нужно. Чтобы обезопасить себя от них или минимизировать их количество, можно использовать мобильные приложения.
Например, EcoAngel Health позволяет проверить состав любой парфюмерно-косметической продукции и продуктов питания по фотографии состава. Приложение определяет ингредиенты, написанные на любых языках, кроме азиатских. При проверке выявляется перечень опасных, сомнительных, ароматических, специальных и безопасных ингредиентов, указанных в составе косметического средства.
Еще одно приложение — Think Dirty. После сканирования штрих-кода оно оценит безопасность средства по десятибалльной шкале, покажет список компонентов и выделит потенциально опасные. Аллергены к ним тоже относятся. Вы также можете узнать об экологичности интересующей марки, подобрать альтернативные продукты.
Экологический союз, член Всемирной ассоциации экомаркировки (Global Ecolabelling Network), разработал новую версию мобильного приложения для поиска экологичной продукции — Ecolabel Guide. Это международная доработанная версия первого релиза российской «Экополки», выпущенной еще в 2016 году. В новом приложении эксперты создали полную базу общепризнанных экомаркировок и отраслевых знаков, а также впервые добавили сканер с функцией их распознавания. Через приложение пользователь может отсканировать любой знак на упаковке, чтобы проверить, является ли он экомаркировкой, заслуживающей доверия. Сейчас Ecolabel Guide различает 100 знаков, включая входящие во Всемирную ассоциацию экомаркировки (GEN), органик-маркировки, отраслевые знаки, экологические декларации и другие.
Комментарии экспертов:
Руководитель органа по сертификации «Экологический союз», ведущий эксперт системы «Листок жизни» Евгения Кузнецова:
Как и в других сегментах, в бьюти-индустрии мода на «эко» способствует появлению гринвошинга — недобросовестных «псевдоэкологичных» заявлений производителей. Так как покупатель первым делом видит упаковку, именно она часто становится инструментом гринвошинга: производителю зачастую проще сделать ее более «экологичной», чем создать безопасные рецептуры своих косметических линеек. Но нельзя назвать свой продукт «эко» только за счет упаковки. Конечно, нужно стремиться, чтобы упаковка перерабатывалась и была изготовлена из вторсырья. Но экоупаковка — не равно экопродукт.
С другой стороны, компании, которые дорожат своей репутацией и заботятся о покупателях, стали активнее сертифицировать свои линейки косметики в надежных программах экосертификации. Это показатель роста экологической сознательности бизнеса. При этом сам по себе рост числа различных экомаркировок на рынке — критерий двусмысленный. Интерес к экопродукции растет, и появляются такие формы гринвошинга, как ложные знаки экомаркировки, с непрозрачными критериями сертификации. Соответственно, получить их не составляет труда.
Признаком экологизации отрасли можно считать только рост числа компаний, получивших надежную, признанную экомаркировку. Для косметики это маркировки, основанные на органических стандартах, — ECOCERT, BDIH, ICEA, COSMOS, — а также экомаркировки по жизненному циклу — в России это «Листок жизни». Также на российском рынке можно встретить косметическую продукцию с экомаркировками других стран — «Северный лебедь» (страны Скандинавии) и «Европейский цветок» (Евросоюз).
Я больше четырех лет веду список этичных и неэтичных косметических брендов и борюсь за отмену тестирования косметики и бытовой химии на животных в России. Также я составляю чек-листы для тех, кто сознательно подходит к содержимому своей косметички.
Сейчас очень многие компании, даже те, кто выпускает химическую косметику с вредными компонентами, двигаются в направлении органики. В Европе буквально на каждом шагу можно купить органическую косметику — не только уходовую, но и декоративную, причем за небольшие деньги.Всем, кто хочет быть в тренде, стоит обратить внимание на международную выставку VIVANESS. Там регулярно появляются интересные новинки, не уступающие по качеству химической косметике. При этом все продукты, представленные на VIVANESS, обязательно либо сертифицированы признанным органом по сертификации натуральной и органической косметики, либо отдельные ингредиенты были проверены на соответствие критериям VIVANESS.
В моей косметичке можно найти только этичные продукты — не протестированные на животных — и веганские — не содержащие продуктов животного происхождения. В идеале я предпочитаю упаковку zero waste или упаковочные материалы, которые можно сдать в переработку. Мои любимые бренды: PuroBIO, Dr. Hauschka, «Правильная косметика», Natura Siberica, «Голодный леший» и «Краснополянская косметика».
Автор: Анна Андриевская