Новый уровень экологизации ритейла

Блог АО «ОПТИКОМ»

Ритейлу дали зеленый свет: российские магазины могут получить экомаркировку

20.07.2022
article intro image

Сектор розничной торговли продуктами питания оказывает огромное влияние на климат и экологию. По данным Агентства по охране окружающей среды США, средний продуктовый магазин выбрасывает 1300 тонн CO2 в год только из-за потребления энергии. Это эквивалентно выбросам углекислого газа за год от 600 автомобилей.

Это только одна грань влияния, которое оказывает ритейл на окружающую среду. Также остро строит вопрос с пищевыми и пластиковыми отходами.

В это же время растет запрос на экологичность среди потребителей. Эти реалии подталкивают ритейл искать решения по экологизации разных аспектов деятельности: ассортимента, логистики, обращения с отходами.

Помочь ритейлу снизить влияние на окружающую среду может экосертификация по стандарту «Листок жизни» для магазинов. Документ разработан Экологическим союзом.

Магазины, сертифицированные по стандарту, получат экомаркировку по жизненному циклу «Листок жизни» — единственную в России, признанную Всемирной Ассоциацией экомаркировки (GEN). По данными исследования ЦСП «Платформа», около 7% россиян уже узнают экомаркировку «Листок жизни». В абсолютном выражении это более 10 миллионов человек.

Мы поговорили с директором Экологического союза Юлией Грачевой, чтобы узнать, каким образом стандарт и экосертификация позволят снизить влияние на окружающую среду.

КАКУЮ ПОЛЬЗУ МОЖЕТ ПРИНЕСТИ ЭКОМАРКИРОВКА РИТЕЙЛУ?

Экосертификация по жизненному циклу – один из самых надежных инструментов экологизации по мнению ООН и позволяет заручиться поддержкой и доверием партнеров.

После прохождения сертификации, магазин получает экомаркировку. Это специальный знак, выдаваемый третьей стороной и свидетельствующий о том, что продукт или услуга является экологически предпочтительными. Как показывает практика, экомаркировка вызывает у потребителей больше доверия, чем самодекларация.

Таким образом, экосертификация может стать дополнительным конкурентным преимуществом. Согласно исследованию Deloitte, 28 % респондентов предпочитают иметь дело с компаниями, которые заботятся об окружающей среде. При этом треть респондентов отметили, что прекратили приобретать продукцию или пользоваться услугами недобросовестных компаний.

В России пока нет экосертифицированных магазинов по жизненному циклу. Однако в мировой практике есть множество успешных кейсов. В 2009 году шведская торговая сеть Willys прошла экосертификацию и получила экомаркировку Bra Miljöval («Хороший экологический выбор»). Сейчас сеть включает в себя 219 магазинов с экомаркировкой и является лидером в шведском сегменте дисконтных ритейлеров, охватывает наибольшую долю домохозяйств, а программа лояльности Willys Plus насчитывает около трех миллионов участников.

КАКОВЫ ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА? КАКОЙ КРИТЕРИЙ НА ВАШ ВЗГЛЯД БУДЕТ САМЫМ ТРУДНОВЫПОЛНЯЕМЫМ ДЛЯ РИТЕЙЛЕРОВ?

Стандарт разработан для того, чтобы помочь ритейлерам снизить нагрузку на окружающую среду в различных сферах работы: от переработки вторсырья до повышения экологической грамотности потребителей и сотрудников.

Одна из самых острых экологических проблем розничной торговли – пластиковое загрязнение. Упаковка – это 36 % всего производимого в мире пластика. Сюда входят одноразовые пластиковые изделия для пищевых продуктов и напитков, примерно 85 % из которых попадают на свалки или в окружающую среду.

Ритейл может внести значительный вклад в предотвращение этой проблемы, сделав акцент на использовании перерабатываемой тары и внедрении переработки. Такое требование содержится в стандарте «Листок жизни»: торговая сеть или магазин должны иметь программу по сокращению закупок товаров в трудноперерабатываемой и композитной упаковке. Один из самых важных критериев, и в то же время самых сложных для выполнения, — увеличение доли экоассортимента. Стандарт требует, чтобы как минимум в трех группах товаров было не менее 20% экологической продукции.

Под «экопродукцией» в стандарте понимаются те товары, чьи экологические преимущества подтвердила третья независимая сторона. Проще говоря, это товары с признанной экомаркировкой. Такие товары ритейлеры, согласно стандарту, обязаны выделить на полках, например, с помощью отдельных стендов, плакатов или зеленых ценников. Это поможет покупателям легче ориентироваться в магазинах и находить экопродукцию.

Долю экологических товаров в ассортименте магазина предложено постепенно увеличивать. Важным инструментом этого процесса могут стать экосертифицированные собственные торговые марки. В мире такая практика получила активное распространение: 60 % магазинов в ЕС используют СТМ для выполнения своих обязательств в области устойчивого развития.

СЕЙЧАС МНОГИЕ МАГАЗИНЫ РАЗРАБАТЫВАЮТ СВОИ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ. МОЖЕТ ЛИ СТАНДАРТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЮЗА ПРИВНЕСТИ ЧТО-ТО НОВОЕ В ПРОЦЕСС ЭКОЛОГИЗАЦИИ?

Согласно исследованию Международной рекрутинговой компании Hays, 63% компаний в России реализуют элементы политики устойчивого развития, но только в 28 % случаях речь идет о комплексной политике, чаще всего речь идет о разрозненных проектах.

Для магазинов, которые только вступили на путь экологизации, стандарт «Листок жизни» может стать основой именно комплексной экологической программы.

Более опытным ритейлерам документ позволит расставить правильные акценты в работе и наладить прозрачный диалог с партнерами и покупателями. Кроме того, компании смогут адекватно оценить уровень своего воздействия на окружающую среду и предпринять шаги по его снижению.

КТО УЧАСТВОВАЛ В РАЗРАБОТКЕ СТАНДАРТА? УЧИТЫВАЛСЯ ЛИ МИРОВОЙ ОПЫТ ПО ЭКОЛОГИЗАЦИИ ОТРАСЛИ?

Экостандарт «Листок жизни» разработан с учетом опыта членов Всемирной Ассоциации экомаркировки, куда входит и Экологический союз. Наши эксперты внимательно изучили стандарты таких известных экомаркировок как Blue Angel (Германия), SSNC (Швеция), Nordic Swan (Северные страны), Eco Mark (Япония).

Кроме того, важно было адаптировать международные стандарты под реалии российского рынка, поэтому к его общественной оценке пригласили представителей российского ритейла – торговых сетей Утконос ОНЛАЙН, «Лента», «Азбука вкуса», Группа «М.Видео-Эльдорадо» и других магазинов. Свое мнение о требованиях в отношении отходов и упаковки высказали и представители Российского отделения Greenpeace.

Общественная оценка позволила сделать критерии стандарта оптимальными для российского рынка: с одной стороны, они должны быть достаточно жёсткими, чтобы соответствовать принципам устойчивого развития, с другой стороны быть достижимыми для ритейла.

В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ БОЛЬШОЙ ИМПУЛЬС РАЗВИТИЯ ПОЛУЧИЛИ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЫ. ПОДХОДИТ ЛИ СТАНДАРТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЮЗА ДЛЯ ОНЛАЙН-ПЛОЩАДОК И ЕСТЬ ЛИ К НИМ ОСОБЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ?

Да, подтвердить соответствие стандарту и получить экомаркировку «Листок жизни» могут также представители онлайн-площадок. Для них разработан ряд отдельных требований.

Частая проблема при онлайн-заказах – избыточность упаковки. Например, маленькую вещь могут доставить в большой коробке или завернуть в несколько слоев пленки. Наш стандарт требует, чтобы заказы упаковывали в соответствии с размером товара. Тара должна быть перерабатываемой. Также у покупателя должно быть право отказаться от лишних пакетов при заказе.

Дополнительным плюсом станет, если онлайн-площадка откажется от бумажных чеков, будет использовать возвратную тару или организует передачу упаковки курьеру.

ОБЯЗАН ЛИ МАГАЗИН С ЭКОМАРКИРОВКОЙ ПРОВОДИТЬ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ?

Ритейл может стать важным ретранслятором идей устойчивого развития. Проводя грамотную политику, магазин сможет повышать экологическую грамотность покупателей и стимулировать спрос на продукцию.

Поэтому в стандарте «Листок жизни» этому пункту уделено большое значение. Эксертифицированный магазин должен предоставлять потребителю полезную информацию об экомаркировке «Листок жизни», о преимуществах покупки экопродукции, критериях выбора, существующих экомаркировках.

Информация может быть размещена как в торговом зале, так и на сайте компании.

ОКАЖЕТ ЛИ ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЗАЦИЯ РИТЕЙЛА НА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ?

Ритейл занимает уникальную позицию. С одной стороны, он тесно взаимодействует с потребителями, с другой – с поставщиками и производителями. Таким образом он может влиять на широкую аудиторию и задавать экологические тренды на разных этапах взаимодействия с партнерами.

Задав планку экологичности ассортимента, ритейлеры могут подталкивать производителей к внедрению более экологичных технологий. А внедрение инфраструктуры переработки в магазинах может стимулировать развитие этой отрасли в целом. Так как крупные сети представлены в большинстве крупных городов России, повсеместное внедрение таких практик может дать колоссальный эффект.

Таким образом ритейл принимает активное участие в выполнении ЦУР №12 – ответственное производство и потребление.

В РИТЕЙЛЕ ЕСТЬ ПРАКТИКА ЭКОСЕРТИФИКАЦИИ ЗДАНИЙ МАГАЗИНОВ В BREEAM, LEED И DGNB. ЧЕМ СЕРТИФИКАЦИЯ В СИСТЕМЕ «ЛИСТОК ЖИЗНИ» ОТЛИЧАЕТСЯ, КАКИЕ ДАЕТ ПРЕИМУЩЕСТВА ПО СРАВНЕНИЮ СО СТАНДАРТАМИ ЗЕЛЕНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА?

Зеленая сертификация в строительстве — это отличная практика по экологизации объектов недвижимости. И у таких стандартов свой фокус – это оценка проектирования, строительства здания, применяемых инженерных решений, сокращения потребления ресурсов планеты.

Стандарт «Листка жизни» имеет несколько другую направленность. Это стандарт для экологизации услуги. Он направлен в первую очередь на оценку основной деятельности торгового предприятия. Кроме рационального управления ресурсами – энергией, водой, отходами, это еще и формирование зеленого ассортимента и внедрение зеленых закупок, работа с поставщиками, покупателями и сотрудниками, некоторые социальные критерии. Это позволяет комплексно снижать воздействие на окружающую среду при функционировании магазина. Снижение воздействия на окружающую среду на всех своих стадиях жизненного цикла магазина, а не только на уровне экологичности здания, позволяет назвать магазин «зеленым».

При этом стандарт «Листок жизни» содержит и требования к энергоэффективности, ведь управление ресурсами – важная часть жизненного цикла. Критерии стандарта направлены в первую очередь на развитие системы энергетического менеджмента на предприятии и экологически грамотную организацию операционных процессов.

ГОТОВ ЛИ РОССИЙСКИЙ РЫНОК К РАБОТЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКИМ СТАНДАРТАМ?

Согласно исследованию Green Response уже более 42% россиян уже переплачивают за более экологичные решения и упаковку. Ритейлеры также откликаются на этот тренд и вслед за западными компаниями берут курс на устойчивое развитие.

К примеру, свои программы уже разработали крупнейшие российские сети МагнитX5GroupАзбука Вкуса, маркетплейсы OZONLamoda внедряют экологичные инициативы.

Стандарт «Листок жизни» для магазинов позволит расширить и углубить уже существующие программы устойчивого развития, а для начинающих компаний – разработать правильную концепцию и избежать гринвошинговых решений.

КАК МОЖНО ПОДТВЕРДИТЬ СООТВЕТСТВИЕ СТАНДАРТУ И ПОЛУЧИТЬ ЭКОМАРКИРОВКУ «ЛИСТОК ЖИЗНИ»?

Для того, чтобы получить экомаркировку «Листок жизни» для магазинов, необходимо подтвердить соответствие требованиям стандарта. С ними можно познакомиться на сайте Экологического союза.

Заполнить заявку на прохождение сертификации можно онлайн.

Прохождение сертификации и получение экомаркировки «Листок жизни» для магазинов позволит торговым сетям увеличить темпы по работы по защите окружающей среды.

Кроме того, это способствует позиционированию компании в качестве устойчивой сети розничной торговли. Экомаркировка может стать подтверждением того, что магазины имеют экоассортимент и внедряют передовые экологические технологии, такие как инновационные программы ресурсо- и энергосбережения, а также сортировки отходов.

А потребители смогут быть уверенными в том, что, выбирая сертифицированные магазины, поддерживают ответственный ритейл.

Справка
Экологический союз — одна из ведущих российских некоммерческих организаций в области экологии. С 1991 года ведет обширную работу по экопросвещению и повышению экологической культуры общества. С 2001 года — разрабатывает зеленые стандарты, стимулирует производство и потребление экологически безопасной продукции. С 2007 года — оператор единственной в России экомаркировки, признанной на международном уровне Всемирной ассоциацией экомаркировки, — «Листок жизни». Экологический союз действует в соответствии с международной практикой и официальной политикой ООН в сфере устойчивого производства и потребления.

Пресс-служба

employee portrait
Ксения Илларионова
Руководитель отдела по связям с общественностью
+79523652862
illarionova@ecounion.ru