Колыбель для плошки

Коммерсантъ

«От колыбели до колыбели» (cradle to cradle) — концепция, в которой производство и потребление оставляют после себя не отходы, а ресурс для последующих циклов производства. Современная экономическая система строится по иной модели: в ней материалы проходят путь от «колыбели до могилы». Каждый год могилой для миллионов тонн пластика становятся океан и другие природные экосистемы. Переосмысление упаковки согласно принципам циклической экономики — важная часть решения проблемы и одно из направлений развития бизнеса во всем мире.

25.05.2021

Каждый год в океаны с суши поступает около 8 млн тонн пластика, отмечают в ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде). Это больше, чем объем бытовых отходов, производимых в Москве. Примерно половина глобальных пластиковых отходов и 60% пластика в океане — это упаковка, свидетельствуют данные Всемирного банка. Ежегодно только пластиковой упаковки в мире производится 146 млн тонн. Срок жизни такой упаковки в среднем не превышает полугода, а перерабатывается лишь около 20% всех пластиковых отходов (в России, по разным оценкам, 5–12%), сообщает Science. Если текущие тенденции сохранятся, то к середине века на свалках и в экосистемах будет находиться 12 млрд тонн пластикового мусора — в 42 раза больше, чем вес всего населения планеты, а в океане будет больше пластика, чем рыбы.

«Если вы оставите кран открытым и вода начнет переливаться через край ванны, единственное верное решение — закрыть кран. Тот же принцип применим, когда мы говорим об отходах. Вместо того чтобы придумывать, как справиться с тоннами мусора, нам нужно предотвратить их образование»,— говорится в руководстве по инновациям в упаковке для бизнеса, подготовленном фондом циклической экономики The Ellen MacArthur Foundation.

В случае с пластиковым загрязнением краном, который нужно перекрыть в первую очередь, является одноразовая упаковка. В The Ellen MacArthur Foundation предлагают три основные стратегии: отказ и минимизация упаковки, повторное использование и возвращение материалов в оборот.

Отказ и минимизация

Успешных кейсов по сокращению самых разных элементов упаковки в рамках стратегий устойчивого развития компаний уже много. Pure Life, бренд воды от Nestle, отказался от пластикового горлышка на бутылках — за 18 месяцев эта мера привела к уменьшению количества используемого пластика на 240 тонн. От лишней упаковки отказываются крупнейшие ритейлеры по всему миру: в конце 2020 года компания Tesco объявила, что отказалась от «миллиарда пластиковых элементов» в Великобритании, а канадский Walmart сократил пластиковый след более чем на 90 тонн в год только благодаря отказу от индивидуальной упаковки для перцев и бананов. К 2022 году от пленок на упаковках товаров откажется L`Occitane en Provence, что предотвратит образование 8 тонн пластиковых отходов в год.

Если без упаковки не обойтись, безотходной альтернативой пластику могут служить новые материалы, такие как съедобные покрытия Apeel и Mori, капсулы Notpla Ooho или растворимые в воде пленки Monosol, известные российскому потребителю по жидким таблеткам для стирки от Procter & Gamble.

Иногда, чтобы сократить использование упаковки, компаниям приходится пересматривать рецептуру продукта или даже изменять бизнес-модель. Так, к примеру, в сегменте косметических средств все больше производителей создают линейки твердых шампуней и гелей для душа — эти продукты требуют минимум упаковки, занимают мало места при транспортировке, расходуют меньше воды на этапе производства и экономичны в использовании.

От жидких форм продукции уходят даже бренды моющих средств и напитков. Производитель бытовой химии Everdrop предлагает своим потребителям самостоятельно разводить водой концентрат в виде таблеток в многоразовых бутылках из вторсырья. Каждая таблетка, упакованная в перерабатываемую бумажную упаковку, заменяет одноразовую бутылку моющего средства, сокращая транспортные издержки на 80–90%. Похожая бизнес-модель у израильского стартапа по приготовлению газировки SodaStream (в 2018 году «ПепсиКо» приобрела компанию за $3,2 млрд). Клиенты SodaStream готовят газировку в домашних условиях, используя аппарат для газирования, оборотные баллоны с углекислым газом и широкую линейку сиропов.

Повторное использование

Рефил и использование оборотной тары — простые и понятные способы повторного использования упаковки, которые завоевывают популярность у крупных компаний. Системы рефила — наполнения многоразовой тары — появляются у производителей косметики, бытовой химии и кормов для животных. Первой ласточкой такого переосмысления бизнес-модели в России стали станции рефила бытовой химии бренда BioMio, которые в начале года появились в супермаркетах «Перекресток» в Москве и Петербурге.

Все новое — это хорошо забытое старое. Воспроизвести знаменитую модель доставки молока из середины прошлого века в 2018 году решился стартап LOOP. Компания предлагает покупателям приобретать привычные продукты от известных производителей в многоразовой упаковке, которая затем проходит очистку и используется в следующих заказах. Партнерами LOOP стали крупнейшие корпорации, в числе которых Unilever, Procter & Gamble, Nestle, PepsiCo, а также множество менее известных брендов. Сегодня компания работает в Великобритании, Франции, Канаде и США, в 2021 году сервис покупок в оборотной таре появится в Японии, Германии и Австралии.

В России оборотную тару до недавнего времени использовала компания «Балтика»: в 2015 году до 18% бутылок возвращалось в производство, однако в 2017-м компания полностью отказалась от этой практики и вместо тяжелой оборотной бутылки перешла на облегченную.

Развитию системы оборотной тары в нашей стране может помочь унификация и стандартизация упаковки, считает эксперт движения «Раздельный сбор» Анна Гаркуша. «В упаковке не должно быть многообразия форм и рельефов. Тогда одну и ту же бутылку смогут использовать разные компании, у которых отпадет необходимость ее транспортировки. Но даже если мы сегодня решим перейти на оборотную тару, мы не сможем использовать те бутылки, которые уже есть: они для этого слишком тонкие»,— говорит она.

Возвращение в оборот

В иерархии циклической экономики возвращение материалов в цикл путем переработки или компостирования следует после отказа, минимизации и повторного использования. Согласно рекомендациям The Ellen MacArthur Foundation, какие именно материалы использовать, заменять ли пластик на бумагу или биопластики — растительные аналоги пластиков из углеводородов, производителям следует решить самостоятельно в зависимости от местных условий. Во многих случаях бумага и картон могут стать экологичной заменой пластика. Так, в 2019 году Coca Cola объявила, что заменит сложно перерабатываемую термоусадочную пленку, используемую для транспортировки блоков напитков, на картонный аналог c экосертификатом.

В целом для бумажной и картонной упаковки справедливы те же принципы, что и для пластиковой: чем меньше материала используется, тем лучше, а при возможности необходимо использовать вторичные материалы. При использовании композитных материалов нужно убедиться, что они перерабатываемые, а их углеродный след меньше, чем у альтернативных материалов. Однако есть нюансы и у упаковки на основе целлюлозных волокон. «У бумажной упаковки есть несколько аспектов экологичности. Первый — ее происхождение. Экологичная бумажная упаковка должна быть произведена из ответственно управляемых лесов. Второй аспект: будет ли упаковка переработана»,— объяснил руководитель отдела по работе с партнерами FSC Евгений Плямоватый.

В последние годы на рынке упаковочных материалов появляется множество вариантов биопластиков — пластмасс, произведенных из растительного сырья. Но само по себе использование биоупаковок не решает проблему отходов: без специальной обработки и отдельной инфраструктуры по сбору эти материалы будут накапливаться в окружающей среде, как и обычные пластики. К тому же, согласно недавним исследованиям, опубликованным в журнале Environment International, биопластики могут быть не менее токсичными, чем их аналоги из нефтепродуктов.

Своим путем

В марте премьер-министр России Михаил Мишустин подписал распоряжение, согласно которому производители биополимеров и биоразлагаемого пластика смогут претендовать на господдержку. «Вместо того чтобы уменьшить безобразное разнообразие упаковки, правительство поощряет появление новых материалов. Однако создавая еще целую нишу для биоразлагаемого и компостируемого пластика, мы вступаем в новую беду: этот новый пластик тоже нужно будет собрать, отделить от других материалов и переработать»,— говорит Анна Гаркуша.

Сегодня на полках российских ритейлеров уже представлено огромное разнообразие разных упаковочных материалов, не подлежащих переработке. Те же упаковки, которые могут быть возвращены в оборот, легко теряются среди обилия неперерабатываемых близнецов.

В X5 Retail Group ситуацию с разнообразием неперерабатываемых материалов на рынке упаковки связывают с переналадкой текущих производственных линий, а также с необходимостью сохранять свежесть некоторых категорий продуктов, для чего требуется «особая упаковка». «Еще одной причиной сложностей переработки могут быть этикетки или если упаковка состоит из разных материалов. С этой проблемой можно работать в том числе путем диалога с поставщиками об изменении упаковки»,— рассказала директор по устойчивому развитию X5 Retail Group Яна Синесью.

Хотя российский рынок упаковки во многом повторяет западные тренды (в том числе благодаря присутствию глобальных корпораций), а среди российских стартапов встречаются бизнес-модели, экологичные даже по передовым мировым меркам, первостепенная задача для производителей в нашей стране — переход к перерабатываемой и стандартизированной упаковке. «Основной вектор — упрощение, облегчение упаковки и все, что связано с организацией ее сбора и переработки. Для облегчения рециклинга упаковка унифицируется, в ней становится меньше красителей, добавок, уменьшается количество слоев и типов материалов»,— отмечает тренды на российском рынке упаковки основатель и управляющий партнер ГК EcoPartners Константин Рзаев.

Интерес производителей к экологической тематике растет. Юлия Грачева, руководитель центрального органа системы экосертификации «Листок жизни», оценивает рост количества обращений от компаний в 25–30% в год. «Все больше российских компаний обращаются за экомаркировкой и готовы дотягивать свою продукцию и упаковку до стандартов мирового уровня»,— рассказала она.

Однако прежде, чем произойдут значительные перемены, должно пройти время. «Есть тенденция и первые результаты — например, термоусадочную пленку из ПВХ и полистирола уже почти не используют. Но нельзя по мановению волшебной палочки заставить всю отрасль поменяться за месяц — процесс займет от двух до пяти лет»,— считает Константин Рзаев.

Автор: Дарья Кузнецова

Пресс-служба

employee portrait
Ксения Илларионова
Руководитель отдела по связям с общественностью
+7 (952) 365-28-62 (WhatsApp/Telegram)
illarionova@ecounion.ru