Что такое экомаркировка и где ее применяют
Экомаркировка — знак, который наносится на упаковку и свидетельствует о том, что продукция соответствует определенным экологическим стандартам. Такие знаки могут присваиваться и организациям, оказывающим услуги. Сейчас экомаркировка относится к добровольной сертификации. Это означает, что решение о получении такого знака принимает производитель.
Как и большинство систем добровольной сертификации, экомаркировка не является универсальной: в каждой стране может одновременно действовать несколько видов. Одним из первых знаков экомаркировки в мире был «Голубой Ангел», разработанный в ФРГ в 1977 году. В России экологическая сертификация впервые появилась в 1998-м — в виде пометки «Свободно от хлора». Этот знак можно отнести к государственным видам экомаркировки, потому что порядок его присвоения регулируется Национальным стандартом ГОСТ Р 51150-98.
Как регулируется экомаркировка в России
В некоторых странах существует развитая система законодательства в сфере экомаркировки, в России этот вопрос до сих пор урегулирован только отдельными гостами:
ГОСТ Р ИСО 14021-2000 был введен в 2000 году. Он запрещает производителям использовать для маркировки продукции расплывчатые формулировки вроде «экологически безопасная», «зеленая», «благоприятная для природы». Стандарт предусматривает, что любые экологические заявления производителей, включая специальные знаки, должны быть проверяемыми. Это означает, что производитель должен иметь всю необходимую документацию для подтверждения своих экологических заявлений.
Принцип проверяемости экологических заявлений и маркировок также указывается в качестве основополагающего во введенном позже ГОСТ Р ИСО 14020-2011.
С 1 января 2020 года в силу вступает новый федеральный закон, который направлен на борьбу с использованием терминов «органическая продукция», «био», «эко», «органик» при отсутствии соответствующей маркировки. По этому закону производителей обяжут подтверждать экологический статус продуктов с помощью добровольной сертификации. Нововведение также предусматривает создание открытого реестра производителей органической продукции.
Сейчас рассматривается законопроект об экологически чистой сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии. Если закон примут, то в России будет введена система добровольной сертификации производства сельскохозяйственной продукции и создан открытый реестр производителей.
Виды экологической маркировки
Согласно международным стандартам ISO есть три основных типа экомаркировки:
Экологическая маркировка первого типа (ISO 14024, ГОСТ Р ИСО 14024–2000)
Сертификаты экологической маркировки первого типа выдаются общественными, частными, межгосударственными или международными сертифицирующими организациями. Большинство из них входят во Всемирную организацию экомаркировки (Global Ecolabelling Network — GEN). Если проверка подтверждает, что продукт соответствуют экологическим стандартам организации, то на его упаковку можно поместить графический знак.
Экологическая маркировка второго типа (ISO 14021:2016, ГОСТ Р ИСО 14021-2000)
Второй тип маркировки наносится на упаковку в виде надписей без графических знаков: например, «содержит вторсырье», «биоразлагаемый», «не наносит вреда окружающей среде». Такое заявление может сделать любая инстанция, которая участвовала в разработке или дистрибуции продукта. При этом контроль за нанесением знаков экомаркировки фактически отсутствует.
Проверить общие заявления трудно: ни потребитель, ни эксперт не смогут определить, действительно ли продукт «произведен из экологически чистого сырья». А вот конкретные обещания производителей, например «не содержит сульфатов», можно подтвердить или опровергнуть после проведения независимых экспертиз. Такие проверку может инициировать потребитель.
Маркировка формата «одобрено дерматологами/аллергологами» часто встречается на косметике и может означать как проведение исследования продукции в независимых лабораториях, так и заключение одного специалиста. Но есть производители, которые ссылаются на определенные авторитетные организации: например, на Британскую ассоциацию аллергологов. Такие знаки похожи на экомаркировку первого типа, так как предоставляются независимым экспертным учреждением после проведения испытаний.
Экологическая декларация третьего типа (ISO14025:2006, ГОСТ Р ИСО 14025-2012)
Третий тип маркировки выдается организациями, не связанными с производителем: это параметры жизненного цикла продукции, инвентаризационного анализа жизненного цикла продукции, воздействия на протяжении жизненного цикла. Такая маркировка включает в себя также дополнительную информацию, например о содержании рециклированного (повторно используемого) материала или о содержании токсичных веществ. Этот вид экомаркировки предназначен в первую очередь для обмена данными между предпринимателями. Эта маркировка выглядит как таблица на трех-пяти листах, содержащая экологически значимую информацию.
Как получить экомаркировку
Инициатором получения экомаркировки первого типа всегда выступает производитель. Ответственные организации не предоставляют эту услугу без тщательного анализа образцов продукции и процесса производства. Право на использование знака экомаркировки нужно подтверждать раз в несколько лет.
Проверка на экологичность стоит дорого. Оптимальным решением было бы создание организации по экомаркировке, которая финансируется государством. Таким образом организована система сертификации в Германии.
Отсутствие четкого регулирования способствует развитию гринвошинга (англ. greenwashing). Так называется практика использования необоснованных, а также слишком общих утверждений об экологических свойствах продукта.
Не только FMCG
Экомаркировка чаще всего встречается на продуктах питания. Но спектр ее применения в России шире:
Экомаркировка гостиниц. Пока единственный признанный на международном уровне знак российской экомаркировки «Листок жизни» был присвоен только одному отелю в России — «Коринтия Санкт-Петербург» (прим. Эколог. союз — с 2019 года экомаркировка «Листок жизни» присвоена петербургскому отелю Garden Street).
Экомаркировка офисов. Офисные пространства все чаще стараются получить «зеленый» сертификат. Названия такого знака могут быть разными: их устанавливают сертифицирующие организации. Чтобы получить «зеленую» маркировку, нужно оснастить офис энергоэффективным оборудованием, продемонстрировать экономию электричества и бумаги. Важные условия — отсутствие протечек и наличие специальной оценки условий труда. Подробнее читайте в материале В красивой «обертке»: как отличить фальшивый экоофис от настоящего.
Автор: Анастасия Шашкова, юрист ФБК Legal