Чинить нельзя выбрасывать: 8 экоуроков для детей

РБК Тренды

Чем раньше ребенок поймет, что лично он может сделать для сохранения природы, тем вероятнее, что экомышление станет для него привычкой. Вместе с экспертами разбираемся, как говорить с ребенком об экологии. Писатель Уэнделл Берри говорил, что мир не передан человеку его отцами, но взят взаймы у собственных детей. Эта мысль хорошо иллюстрирует идею экограмотности, ответственного отношения к окружающему миру на долгой дистанции. Рассказываем, как развить у ребенка экологическое мышление и объяснить на пальцах, что такое углеродный след и жизненный цикл вещи.

14.09.2022
article intro image

С чего начать?

Грамотно ввести ребенка в экологический контекст помогут тематические порталы. Среди самых популярных ресурсов — «Экокласс», «Инфоурок», «Разделяй с нами». У образовательных платформ «Чевостик» и Всемирного фонда дикой природы (WWF) много аудиоматериалов и квизов — на случай, если ребенку проще воспринимать информацию на слух и в формате игры. А если ему больше по душе визуальные материалы, его можно познакомить со спектаклями «Опасное путешествие пакета по свалке» и «Черное небо» (14+) или отправиться вместе на театральный фестиваль «Экотопия»

Роман Саблин, экотренер, основатель платформы для экологистов «Зеленый Драйвер»: «Воспитать экокультуру проще всего, когда привычки осознанного потребления уже сформированы в семье к моменту появления ребенка. Тогда дети просто впитывают такой образ мысли с молоком матери. Мой восьмилетний сын, например, уже понимает, как устроен раздельный сбор и сам его практикует. Понимает, что мы стремимся не покупать лишнего. В случае, если родители увлеклись экопривычками, а ребенку уже семь-восемь лет, то начинать лучше с книг и фильмов, постепенно погружая ребенка в эту тему.

Из книг я бы сразу выделил проект Аси Мицкевич «Ася и пластиковый мир». Это информативная, легкая по подаче и красиво иллюстрированная книга. Еще я бы рекомендовал к прочтению «Моя планета — мой дом», «Береги Планету», «Мусор, берегись!», «Водитель мусоровоза», «Мусор. Все о самой неприятной вещи на свете», «Меня зовут Грета». Из последнего — вышла хорошая книга моей ученицы и экотренера Марии Швецовой «С заботой о планете».

Важно понимать, что информация должна поступать не только от родителей, но и от школы. Часто в школе урокам экологии придают биологический уклон. Это прекрасно, но полезнее бы рассказывать школьникам на уроках экологии не только про биоразнобразие, вред, причиняемый людьми флоре и фауне, но и про многоразовые альтернативы. Или показывать, как внедряются простые бытовые привычки, которые уменьшают мусорный след и количество затраченных ресурсов. Объяснять, что полезнее сразу вскипятить полный чайник воды, перелить кипяток в термос, а не включать прибор каждый раз, когда хочется нагреть воду на кружку чая. Рассказать про одноразовую культуру, о том, что пластиковый пакет «живет» минут 20, а бутылка из-под воды и того меньше. А дальше они отправляются на мусорные полигоны, где распадаются на микропластик с неоправданной надеждой разложиться через тысячу лет. Как это предотвратить, спросит ваш ребенок? Использовать экосумку, сшитую из прочной ткани, брать с собой термос и приучить себя разделять отходы по категориям и сдавать на переработку.

Есть отличная рекомендация от Беа Джонсон, автора книги «Дом без отходов». Если ребенок хочет новую игрушку, предложите ему продать или обменять старую. Так мы включаем механизмы осознанного потребления. В моей семье есть лимит на покупку игрушек. Сын знает, что новые наборы LEGO появляются только несколько раз в году. А в остальное время ему надо что-то придумывать с уже имеющимися блоками.

Одним из важных пунктов экологического воспитания я бы назвал «полевые исследования» юного эколога: пойдут на пользу семейные визиты в экоцентры — «Сборку», «Собиратор», «НеМузейМусора». Надо дать понять ребенку, что экожизнь — это постоянный квест, который интересно преодолевать.

В домашних условиях заниматься экопросвещением тоже несложно: фильмы «Дом», «Пластиковый океан» или «Мусор» доходчиво описывают последствия одноразового потребления, а детям помладше хорошо подойдут мультфильмы на экологическую тематику».

Алексей Котеночкин, художественный руководитель мультсериала «Команда Флоры»: «Моя дочь в совсем «нежном» возрасте совершенно не реагировала на мелькание в телевизоре, что бы там ни показывали. Но стоило начаться пластилиновой заставке из «Спокойной ночи малыши», она замирала и как зачарованная смотрела на экран. Как только заставка заканчивалась, она теряла интерес и продолжала заниматься своими делами. Анимация — совершенно магическая вещь, обладающая мощным воздействием на детей начиная с самого раннего возраста. Поэтому мы и выбрали форму анимационного сериала, где в легкой форме, с юмором, пытаемся донести до детей очень важные и нужные вещи».

Сергей Морозов, исполнительный продюсер мультсериала «Команда Флоры»: «Детям необходим положительный пример из той среды, которая им понятна и любима. Особой отклик находят проекты с супергероями, которые готовы без устали спасать мир от всех напастей. Флора и ее команда — именно тот положительный пример, который помогает донести основную идею — заботы об окружающем мире.

Ответственное отношение к природе — то, что необходимо закладывать с самого юного возраста. В этом нет сомнений. А мультфильм — самый лучший способ донести мысль для ребенка. Но детей не обманешь — только качественно сделанный проект в современном море контента способен привлечь аудиторию».

Евгений Агабеков, креативный продюсер мультсериала «Команда Флоры»: «Цель нашего проекта — привить экоответственное поведение ребенку. Чтобы с помощью простых и веселых историй (в каждой серии мы рассказываем о каком-то случае нарушения природного баланса) привить заботу о природе и экологии, как делает Команда Флоры. Простой пример — мои дети, которые тоже принимают активное участие в создании мультфильма (старшая дочь Алиса вместе со мной придумала героев Чудо-Растений), стали проявлять экоактивное поведение. Они разделяют мусор, откладывают использованные батарейки в специальную коробочку, пополняют кормушки птицам зимой, экономят воду. Все это они увидели в сериале и подражают любимым героям.

Когда дети смотрят мультфильм, они проживают интересную и увлекательную историю, сопереживая героям. В нашей команде спасателей природы есть практически все психотипы детей — интересующаяся всем малышка, активный весельчак, молчун и умник, застенчивый и нерешительный парень. Каждый зритель-ребенок себя с кем-то ассоциирует, а дальше применяет в реальной жизни полученные в серии навыки. Например, ребенок узнает, что всего одна использованная батарейка, выброшенная на природе, может создать огромную проблему для целого леса. И вот он, посмотрев мультик, посмеявшись, прожив историю, начинает эти навыки применять.

Мы при создании мультфильма стараемся соблюдать баланс между обычным поведением человека и экопривычками. Наша задача — понятным языком объяснить детям, что такое экоповедение. А чтобы научно подтвердить идею серии, мы используем 2D-вставки, в которых более углубленно, но не перегружая детский мозг, подтверждаем факты из мира экологии. Таким образом мы избегаем эко-тревожности и не загоняем зрителя в жесткие рамки «нормально или не нормально».

 

Урок 1: Как связаны углеродный след и глобальное потепление

Понятия «парниковый эффект», «углеродный след» и «изменение климата» часто идут рядом при обсуждении вреда, который человек наносит окружающей среде. Объяснив ребенку взаимосвязь этих процессов, родитель существенно продвинется в деле экологического просвещения.

Ксения Есева, ведущий эксперт системы добровольной экологической сертификации по жизненному циклу «Листок жизни», предлагает объяснить ребенку, что такое углеродный след, следующим образом: «Углеродный след — это количество парниковых газов, выбрасываемое в атмосферу Земли в результате деятельности человека. Парниковые газы делают нашу планету пригодной для жизни, они позволяют удерживать тепло на Земле. Такое удерживание тепла называют парниковым эффектом. Как следует из названия, парниковый эффект работает по принципу парника — сооружения со стеклянными стенами и крышей, в котором выращивают различные растения. В дневное время солнечный свет проникает в теплицу и согревает растения и воздух внутри. Несмотря на снижение температуры воздуха в ночное время, в парнике сохраняется комфортная температура, поскольку стеклянные стены задерживают тепло в помещении. Примерно то же самое происходит на Земле. Парниковые газы, такие как углекислый газ, метан, водяной пар и другие, удерживают тепло в атмосфере Земли подобно стеклянной крыше теплицы.

Но парниковые газы полезны до определенного предела. Когда источников образования парниковых газов становится больше, чем их поглотителей, происходит нагревание воздуха. Если этот баланс нарушен в течение длительного времени, климат на планете меняется. Глобальное изменение климата сопровождается повышением температуры воздуха, изменением количества атмосферных осадков. Последствия глобального потепления — это повышение уровня моря, таяние горных ледников и льдов, изменение сроков цветения растений.

Некоторые части Земли нагреваются быстрее, чем другие. Но в среднем за последние 170 лет глобальная температура воздуха у поверхности Земли повысилась примерно на 1,2 градуса».

Анна Тятте, эко-блогер, автор и телеведущая, эксперт по экологичному образу жизни: «Иногда я слышу, как взрослые говорят: «Ему еще сложно понять, что такое глобальное потепление или жизненный цикл вещи». Так мы решаем за детей, что для них понятно, а что — нет. На самом же деле все может быть по-другому.

Последняя глава моей книги «Моя планета — мой дом» посвящена проблеме изменения климата. Информация там подана в виде сказки. И хотя эта тема не укладывается в пять-шесть предложений, увлекательно рассказать про важные события, через которые проходит наша планета, — не самая сложная задача. Меня периодически приглашают читать эту книгу на экозанятиях в садиках или в школах. И по моим наблюдениям, детям совсем не сложно усваивать эти знания. Как минимум, половина класса изначально хорошо ориентируется в контексте темы: они сортируют и сдают отходы, понимают основные принципы осознанного потребления и понимают, для чего это нужно. Они более мотивированы, чем взрослые — это я вижу совершенно точно. Я бы делилась всей информацией с детьми, не ограничивала их кругозор в соответствии со своими представлениями».

Урок 2: Как рассчитать углеродный след

Рассчитать углеродный след человека помогают онлайн-калькуляторы. Хороший калькулятор должен включать в себя вопросы, которые помогут максимально реалистично отобразить быт человека: «Сколько человек живет в вашем доме?», «Сколько раз в неделю вы заказываете доставку еды?», «Сколько квадратных метров в вашей квартире?» С этой задачей хорошо справляются калькуляторы от Jalagalg, Henkel, «Посади лес», «Гринписа» и «Алтайского лесного проекта».

Калькуляторы довольно просто устроены, так что ребенку не составит труда подсчитать собственный углеродный след.

И все же полученные результаты будут приблизительными: полностью рассчитать углеродный след человека практически невозможно. Зато калькуляторы помогают оптимизировать стратегию потребления товаров, сократив затраты денежных и энергетических ресурсов. Можно, например, чаще играть на улице и реже сидеть на YouTube или собирать ланч-боксы в школу и посмотреть, как эти изменения отразятся на данных калькулятора.

Урок 3: Как минимизировать свой углеродный след

Практически любое действие человека оставляет углеродный след. Семья заказала еду в районном ресторане, и курьер доставил ее с помощью самоката, отказавшись от машины. Получается, транспортный след этого действия минимизируется. Но сэкономив ресурсы на дороге до ближайшего ресторана, люди сели смотреть последний эпизод любимого сериала или включили документалку на Discovery, расходуя электричество. Необходимо объяснить ребенку, что добиться полной углеродной нейтральности очень сложно, хотя к этому и нужно стремиться.

Ксения Есева отмечает, что не на все процессы, сопровождающиеся выбросами парниковых газов, мы в силах повлиять. Но существуют решения, которые могут помочь снизить наш личный вклад в изменение климата.

Один из самых важных и доступных каждому человеку способов — это попытаться уменьшить количество отходов, которые мы создаем в нашей повседневной жизни. Например, вместе с ребенком возьмите на себя личное обязательство говорить «нет» пластиковым соломинкам при заказе напитков, советует эксперт. Там, где это возможно, используйте многоразовые альтернативы упаковке, например, для школьных обедов — экосумки, термосы.

Повторное использование товаров также помогает сэкономить время, деньги, энергию и ресурсы. Например, вещи, которыми ребенок давно не пользуется, можно вместе с ним передать тому, кто в них нуждается.

Сортируйте мусор и сдавайте на переработку. То, что мы называем отходами, часто является потенциальным сырьем для производства новых товаров. Однако из-за того, что многие люди это не ценят, отходы отправляются на свалки. Объясните ребенку, что сортировка отходов приводит к снижению потребления природного сырья, используемого для производства вещей. Поэтому лучше покупать товары, которые потенциально можно сдать на переработку или же в состав которых уже входит вторичное сырье».

Урок 4: Что такое жизненный цикл вещи

У каждой вещи есть своя история, товар не появляется в магазине из ниоткуда. До того как попасть в руки к ребенку, любая игрушка проходит сложный путь, включающий добычу сырья, маркетинговые исследования, производство вещи, дистрибуцию, хранение и, наконец, продажу.

Эту сложную многоуровневую схему называют жизненным циклом товара.

Ксения Есева советует объяснить ребенку, что такое жизненный цикл продукта на примере набора LEGO. Жизненный цикл этой игрушки состоит из пяти основных стадий.

Первая стадия — это добыча сырья. В случае с набором LEGO, все начинается с того что из недр земли добывается нефть. Она по трубам поступает на нефтеперерабатывающий завод, где из нее делают пластиковые гранулы. А потом эти гранулы отправляют на завод по изготовлению наборов LEGO.

На второй стадии из этих гранул по определенной технологии изготавливают пластиковые кубики разных цветов, размеров и форм и распределяют по упаковкам. Так и получаются готовые наборы LEGO.

На третьей стадии готовые наборы доставляют в магазины.

Следующий этап — использование продукта. Здесь в дело вступает семья, которая покупает набор LEGO. Ребенок играет, строит «дома», «самолеты», «машины», пока набор не теряет свою актуальность — детали теряются, ломаются и ребенку хочется играть с новым набором.

На последней, пятой стадии, если LEGO утратил свои потребительские свойства, кубики и упаковку из-под набора сдают в пункт приема вторичного сырья, передаривают другому ребенку или выбрасывают в контейнер со смешанными отходами. На этом жизненный цикл набора LEGO завершается.

Таким образом, жизненный цикл любого товара — это взаимосвязанные стадии жизни товара на протяжении срока его службы. На каждой стадии жизненного цикла товара может осуществляться негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека. При добыче нефти, изготовлении пластиковых гранул и транспортировке сырья и продукта в атмосферный воздух выделяются парниковые газы. Производство продукта сопровождается потреблением энергии и воды, образованием отходов, попаданием в окружающую среду опасных веществ. После окончания срока службы товар может попасть на полигон и разлагаться сотни лет.

Все это приводит к загрязнению природы. Чтобы минимизировать эти последствия, Международная организация по стандартизации ввела экомаркировку товаров. Эта маркировка позволяет анализировать жизненный цикл вещи и выдает информацию о том, насколько товар безвреден для окружающей среды и человека. Она подтверждает, что негативное воздействие от игрушки на здоровье ребенка и окружающую среду максимально снижено на всех этапах жизненного цикла.

Самые распространенные экомаркировки по жизненному циклу в России — это «Листок жизни», «Голубой ангел», «Северный Лебедь», «Европейский цветок». Распознать экомаркировки позволяет бесплатное мобильное приложение Ecolabel Guide: достаточно навести камеру телефона на нужный знак. Оно доступно в App Store или на Google Play».

Урок 5: По каким критериям выбирать игрушки

Чем дольше проживет игрушка ребенка, тем лучше для природы. Понимая это, полезно еще на этапе выбора товара в магазине внимательно изучать состав изделия.

Ксения Есева рассказывает: «Безопасная игрушка не содержит тяжелые металлы, фталаты, ароматизаторы и другие канцерогенные, мутагенные и вызывающие аллергию вещества.

Обратите внимание ребенка на то, из какого пластика сделана игрушка. Например, если использован поливинилхлорид (ПВХ, маркировка «3»), то это в большинстве случаев будет означать, что игрушка содержит фталаты. Многие фталаты токсичны для репродуктивной и эндокринной системы. К тому же ПВХ редко принимают на переработку.

Старайтесь по возможности выбирать игрушки из однородных материалов или материалов, которые легко можно отделить друг от друга. Такие игрушки могут быть переработаны и повторно использованы при производстве других товаров. В выборе между игрушками локального производства и привезенных из-за рубежа стоит отдавать предпочтение первым — так мы минимизируем транспортный след игрушки, то есть те ресурсы, которые могли быть потрачены на транспортировку товара с производства в магазины.

Самым надежным подтверждением экологической предпочтительности игрушки служит экомаркировка по жизненному циклу».

Урок 6: Как продлить жизнь игрушкам

Важнейший вывод, который должен сделать ребенок из разговоров про экограмотность, — вещи следует покупать осознанно. И, приобретя товар, использовать его как можно дольше. Сломанные игрушки часто можно починить. Это касается и электронных машинок, поездов и самолетов: свои услуги предлагают мастера на «Авито» или «Профи.ру». На Youtube есть много обучающих видео по починке игрушек такого типа.

Избавиться от кладбища домашних игрушек помогут ателье по кастомизации вещей, такие как «Ярмарка мастеров». Если игрушка морально устарела, ее можно выставить на ресурсах по обмену детских товаров. Например, на «Дарудар», «Барахолке Бебиблога», «Мамантине», «Неваляшке-шеринг».

Принимают игрушки и некоторые благотворительные организации вроде «Русская береза», «Добрые вещи», «Волонтеры в помощь детям-сиротам». Важно помнить, что вещи отдаются в приличном состоянии: чистые и целые. Фонды не принимают мягкие игрушки, потому что они «забирают» большие площади в арендованных складах. С другой стороны, фонд с радостью примет развивающие игрушки, например, деревянные сортировщики.

Настольные игры, канцелярию и книги можно отнести в «Собиратор». А детали LEGO — в «Леговорот». Переработать резиновые игрушки берутся сервисы по утилизации шин, например Фонд рационального природопользования «Шина». Металлические игрушки забирают пункты сбора металла. Правда, изделия из смешанных материалов принимаются неохотно: в них должно быть минимальное содержание пластика.

Если ребенку надо отдохнуть от игрушки, ее можно сдать в аренду. Это не только расчистит домашнее пространство, но и позволит за небольшие деньги тестировать новые игрушки и детские девайсы вроде хипсита или ходунков. «Арендориум» и «Рентмания» также есть во всех крупных городах России.

Урок 7: Как распознать гринвошинг

Когда у компании получается снизить вред от производства товаров и услуг, она заявляет, что стала углеродно нейтральной. Производители добиваются этого разными способами. Например, сокращают прямые выбросы (чаще всего через уменьшение производства товара) или восстанавливают природные ландшафты, высаживая деревья и повышая продуктивность океана. Время от времени крупные бренды, от Faber-Castell до Adidas, выступают с программами по достижению нейтральности. Но единой системы сертификации на сегодняшний день все еще нет. И если производитель отмечает свой товар как углеродно нейтральный, эта информация должна быть подтверждена независимыми экспертами. В этом контексте экологи часто говорят о гринвошинге, когда производитель безосновательно помечает свой товар как нейтральный.

Ксения Есева отмечает, что оценить нейтральность товара можно по нескольким критериям. На сайте производителя должны быть указаны объем выбросов, произведенный продуктом, название проекта, с помощью которого производитель компенсировал свой след и ссылка на независимого эксперта, аккредитованного на определение нейтральности товара. Если эта информация скрыта, то, вероятно, товар не нейтральный.

Урок 8: Как организовать раздельный сбор мусора

С 2020 года в Москве и Московской области началось внедрение двухпоточной системы раздельного сбора мусора. Ребенок наверняка замечал эти синие и серые контейнеры, установленные в вашем дворе. Серые рассчитаны на обычный мусор (в первую очередь, это пищевые отходы), а синие — на вторсырье. Вторсырьем считается макулатура (книги, журналы, тетрадки), стеклянные, жестяные и алюминиевые тары, флаконы и ПЭТ-бутылки.

Синие и серые контейнеры отвозят на разные сортировочные станции, где их содержимое должны тщательно проверять и далее отправлять на переработку. Процесс пока не отлажен, поэтому экоактивисты рекомендуют самостоятельно отсеивать вторсырье от непригодного для переработки мусора и отвозить его в пункты. Их адреса размещены на сайте экодвижения «Раздельный сбор». Для чего все эти сложности, может спросить ваш ребенок. Тогда следует рассказать ему, что раздельный сбор поможет переработать до 90% мусора, дав старым вещам новую жизнь.

Анна Тятте делится своим опытом: «Раздельным сбором мусора я начала заниматься гораздо раньше, чем стала мамой. А когда появился ребенок — просто продолжила жить прежней жизнью. Через какое-то время сын подрос, и я начала преподносить эту тему через игру: вот крышечки и бутылочки, первые складываем сюда, а вторые — туда. Так где-то в полтора года он уже помогал мне в сортировке. Мы также ездили на акции раздельного сбора, которые проходят в Петербурге. Я не ломала себе голову насчет того, с кем оставлять ребенка: просто брала его с собой. Чтобы ему не было скучно и он был вовлечен, я давала ему несложные задания: «Вот, держи мешок с пакетами или сложи пластиковые бутылочки».

Тему раздельного сбора мусора я никак не адаптировала под ребенка. Просто рассказывала о том, что есть отходы (пластик, стекло и металл), которые практически не разлагаются. Они копятся, загрязняют нашу планету, так что в скором будущем нам негде будет гулять и играть. Когда мы захотим на море, то и купаться будем среди мусора. И животным будет плохо. Если же мы соберем вещи и сдадим их на переработку, они не будут копиться, как мусор на полигоне. Так мы очень поможем природе». Дети очень восприимчивы к теме животных, и, когда им рассказываешь, что птички и белочки страдают от того, что их лес наполнен мусором, дети очень чутко реагируют на эту информацию и хотят помочь.

Когда дети понимают, для чего мы занимаемся раздельным сбором, экономим энергию, носим с собой термосы с водой, они принимают в этом участие. Им становится ясно, что в определенной степени это зона их ответственности, потому что Земля общая, мусор — тоже общий, и все мы заинтересованы в том, чтобы жить лучше.

Пресс-служба

employee portrait
Ксения Илларионова
Руководитель отдела по связям с общественностью
+79523652862
illarionova@ecounion.ru