Чем стирать будем?

Журнал LookBio

Ситуация в экосегменте бытовой химии полки с бытовой химией порядком опустели — народ кинулся скупать по «старым ценам» стиральные порошки и таблетки для посудомойки. В этой связи мы задались двумя вопросами: каковы шансы производителей поддерживать ассортимент в течение ближайших месяцев. И второе (но не по важности): есть ли будущее у экосегмента в бытовой химии?

17.03.2022
  • Бытовая химия
article intro image

Забегая вперед, скажем, что, полки, конечно, в итоге наполнятся. Проблемы с сырьем, упаковкой, логистикой, а также серьезные финансовые проблемы, связанные не только с валютным курсом и 12-процентной комиссией на покупку валюты на бирже, но и с необходимостью найти возможность для предоплаты всех поставок, так или иначе стабилизируются. Но нас в LookBio, впрочем, как и всё экосообщество, беспокоит вопрос другой: останется ли в новом времени место для экологичных средств для дома?

Эко было и так существенно дороже обычной бытовой химии, но сегмент рос — и не только в ассортименте, но и в доступности. Росло потребительское сознание, что способствовало переходу производителей от зеленых листков разных фасонов и голословных заявлений «я эко, мамой клянусь» к продуктам, сертифицированным по экостандартам. Вспомним достижения 2020-21 гг: Synergetic сертифицировался ICEA и «Листком жизни», Organic People выпустил линейку по стандарту ICEA Eco Bio Cleaners, Wonderlab пошел в Ecolabel, Cif и даже Fairy получили «Листок жизни» на линейку «Pure & Clean». И что же, теперь всё? С эко покончено?

Экосегмент: скорее жив, чем мертв

«Мы от экологичности не отказываемся, и будем изо всех сил ее поддерживать», — заявил Алексей Коновалов, коммерческий директор (Synergetic). В компании уверяют, что на март-апрель у них есть все необходимое для бесперебойного выпуска всего ассортимента, в тех же формулах и экостандартах. Последний аудит ICEA прошел в феврале, а значит у бренда есть еще год права использования маркировки. Также компания намерена поддерживать российскую маркировку «Листок жизни». По словам г-на Коновалова, у бренда заранее согласованы с сертификаторами дубли ингредиентов от разных поставщиков, что дает компании некую свободу действий в заказе сырья.

В «Первом решении» (бытовая химия Organic People) также подтвердили намерения и возможности продолжать следовать экостандарту ICEA Eco Bio Cleaners — по каждому компоненту есть три альтернативы поставщиков сырья. Средства продолжают отгружаться как в собственные магазины Organic Shop, так и в розничные сети, а также маркетплейсы.

Намерения оставить в своем портфолио экологичную формулу «Доместоса» Domestos Eco подтвердили и в российском подразделении международного концерна Unilever.

Кстати сказать, некоторые экоблогеры сильно поторопились вычеркнуть бренды Unilever как ушедшие с рынка. Большинство продукции, производимой на российских предприятиях, остается.

Что с импортом и иностранными производителями?

Это самый чувствительный сегмент. Зажатые, между политикой собственных штаб-квартир и ворохом проблем, свалившихся на российские отделения, сотрудники международных корпораций отказываются от комментариев. Ситуация меняется с такой скоростью, что компании не успевают осмыслить происходящее. А если спросить о прогнозах, то сегодня вам не ответит никто. К примеру, Splat/BioMio напрочь отказались давать комментарии, несмотря на то, что сами — российский производитель.

Текущие проблемы производителей

Сырье, логистика и… даже этикетки. По словам Алексея Коновалова, бумага для этикеток — чемпион по подорожанию. Другой производитель сообщили, что их польский поставщик упаковки из переработанного пластика «хлопнул дверью» в первый день «спецоперации». Но это лишь один из примеров, а на серьезное подорожание или просто исчезновение привычных упаковочных решений жалуются буквально все — достаточно посмотреть комментарии под фейсбук-постом Елены Воронцовой (X5 Retail).

Можно порадоваться, мол, зеро вейст. Но бытовую химию в ладошках не унесешь. Зубную пасту тоже. Кстати, тот же Synergetic закупал тубы для своей зубной пасты в Харькове. Как вы понимаете, уже всё. И ближе и дешевле туб уже не будет. Самая большая проблема на рынке сегодня — это расхожий в бытовой химии компонент цитрат натрия (лимонная кислота), которая подорожала аж в восемь раз. Причина не санкции, а закрытие двух предприятий в Китае.

«Мы продолжаем падать в пропасть»

 По словам Юлии Грачевой, директора Экологического союза СПб (маркировка «Листок жизни»), никаких прогнозов относительно будущего экологичного сегмента нашего рынка сейчас сделать невозможно. Большинство опрошенных экспертов согласны с г-жой Грачевой.

«Раньше перед бизнесом стоял выбор иного порядка: сделать упаковку поярче или с сероватым оттенком, но из переработанного пластика? Экономить, закупая традиционную энергетику, или инвестировать в возобновляемые решения уже сейчас, понимая, что это инвестиция в будущее?

Теперь вопросы иного порядка – будет ли у меня завтра на полке этот продукт или нет? Где брать для него сырье, если локально нет даже самых базовых аналогов, не имеющих отношения к устойчивости? Насколько хватит складских запасов? Как мне теперь платить поставщикам с учетом всех валютных ограничений?

Это не тот момент, когда нужно с иронией спрашивать: «Ну что, получается, что ваше устойчивое развитие – это был просто хайп?». Потому что по факту выходит так, что если не направить ресурсы на решение самых насущных вопросов здесь и сейчас, то уже завтра этого бизнеса, который еще совсем недавно так старательно и бережно инвестировал в устойчивость, просто не станет», — рассказывает сотрудник международной корпорации, пожелавший не называть его имени.

ESG-повестка, устойчивое развитие, о котором еще месяц собирали бесконечные бизнесконференции — всё это встало на холд, если не ушло в далекое прошлое. По словам руководителя ESG-направления международной компании, ESG — управление компанией для решения экологических, социальных и корпоративных задач — становится политизированным, а значит остается в прошлом.

«Думаю, мы откатимся далеко назад (в смысле экологичности)», — говорит один из ведущих экспертов рынка косметики/бытовой химии Александр Стукалин, экс-директор R&D Natura Siberica. С ним не согласны его бывшие коллеги из «Первого решения»: «Сложное время пройдет, а идеи заботы о здоровье своих близких и всей планеты, останутся актуальными. Мы продолжим развивать направление безопасной и экологичной бытовой химии, уверены, что не только дадим покупателям все, к чему они привыкли, но и удивим новинками»… К слову о новинках: Organic Kitchen работает над созданием экологичных концентрированных безводных средств для дома.

В Экологическом союзе СПб тоже есть некоторый оптимизм: «сформировавшая когорта экопотребителей не исчезнет, тем более, что сертифицированная бытовая химия уже появилась в сегменте «эконом», а поддержание недорогого экоассортимента могут взять на себя магазины через сертификацию СТМ, как это сейчас делают «Магнит» и «Леруа Мерлен.»

Международное сотрудничество в деле охраны окружающей среды

Юлия Грачева обращает внимание на то, что до сих пор экосоставляющая нашего бытия «импортировалась» из Европы. И дело не только в сырье для экопродукции. Стандарты, исследовательские данные, единые базы токсичности химических веществ и производственных процессов, научное сотрудничество — всё это было не суверенным, российским, а общемировым. И даже наш единственный частный добровольный экостандарт «Листок жизни» — это часть международной системы экомаркировки GEN. Если допустить, что изоляция и самоизоляция России будет полной, то тогда даже «Листку жизни» придется отказаться от своего международного статуса. «Мы, конечно, можем сосредоточиться на развитии внутренней системы. В конечном итоге, нам же важно, чтобы российские предприятия давали меньшую нагрузку на окружающую среду», — говорит Грачева. Однако важно понимать, что это не будет способствовать ни прогрессу, ни международной торговле (хотя бы с тем же Китаем или ОАЭ).

Международное сотрудничество перестает быть ценностью для России, при этом сама ценность такого сотрудничества не уменьшается, а даже увеличивается. К примеру, Synergetic решили снять немецкий флаг, обозначающий происхождение ингредиентов, с упаковки своих товаров, так как считают, что он может стать «красной тряпкой» для потребителя. Но согласитесь, что само качество немецких ПАВов от этого не меняется — оно было, есть и будет отменным.

Цены-цены-цены

Разумеется, цены в рублях растут и будут расти. Отпускные цены Synergetic поднялись, в среднем, на 34%. Organic People, уверяют, что держат отпускные цены в пределе 10-15% подорожания . Как стало известно из письма Procter&Gamble, цены этого производителя на бытовую химию уже выросли на 26-30%, а на профессиональные средства — на 74%. Разумеется, такая ситуация будет требовать от розничных сетей и производителей искать решения по удешевлению порошков и гелей для мытья посуды. Какие-то производители экологичной бытовой химии, видимо, рассматривают для себя возможности войти в низкий ценовой сегмент со средствами, далекими от экостандартов, но, как заверили в Synergetic и Organic People, это не будет делаться под текущими брендами.

Оригинал статьи на сайте журнала LookBio.

Пресс-служба

employee portrait
Татьяна Суворова
Специалист отдела по связям с общественностью
+7 (915) 248-03-56 (WhatsApp)
suvorova@ecounion.ru