Бренды заставляют всех быть экологичными, но обманывают нас. Как не купиться на зеленые уловки

The Village

Производители, как локальные, так и крупные, пользуются модой на осознанное потребление и экологичность: заявляют об устойчивом развитии, пропагандируют раздельный сбор и спасение краснокнижных животных, но зачастую это просто маркетинг, который называется гринвошингом, или «озеленением репутации» (по аналогии с английским whitewash — «отбеливание»). Заходишь в магазин, а там все «эко», «био», «натуральное». Упаковка, будь то еда, косметика или бытовая химия, усыпана значками в виде листочков. Чаще всего такие рисунки ничего не значат: зеленые тона успокаивают вас, и вы думаете, что покупаете безопасный продукт, который поможет сохранить планету. The Village рассказывает, как выжить в мире гринвошинга и выбрать действительно экологичный продукт.

03.09.2021

Перекладывание ответственности 

Гринвошинг везде — не только на полках магазинов, где упаковка исписана словами «экологичный» или «биоразлагаемый». Маркетинговыми уловками пользуются даже лондонские наркоторговцы, которые продают людям, обеспокоенным изменением климата, «этичный кокаин» по завышенной цене якобы без криминальной составляющей. Проверить их утверждения, конечно, невозможно — преступность все же присутствует на каждой ступени жизненного цикла наркотика. К тому же производители кокаина бесконтрольно уничтожают тропические леса и загрязняют почву и воду химикатами — ученые из Чехии и Великобритании уже всерьез переживают, что у рыб и ракообразных разовьется зависимость.

Корпорации больше полувека тратят на зеленые кампании состояния и продвигают идею о том, что вся ответственность за вред экологии лежит на покупателях. Еще в начале 70-х годов организация Keep America Beautiful, в которой состоят производители напитков, включая Coca-Cola, сняла знаменитый ролик, где индеец, спустившись с каноэ и увидев покрытую мусором землю, пускает слезу. Слоганом рекламы была фраза «Загрязнение начали люди. Люди могут его остановить». А вот уже в современном видео семейство муравьев помогает божьей коровке сдать бутылку Coca-Cola в контейнер для раздельного сбора, подавая людям пример.

Сколько бы ни появлялось рекламы про сортировку и сколько бы покупатели ни сдавали бутылок, это не решит мусорную проблему, потому что компании пока что производят в сотни раз больше упаковки, чем сдается в переработку, и используют мало вторичного пластика (Coca-Cola, по данным отчета Break Free From Plastic за 2020 год, всего 9 %), потому что новый производить дешевле. Несмотря на устойчивые курсы, Coca-Cola, PepsiCo и Nestlé третий год подряд занимают первые места в рейтинге главных пластиковых загрязнителей планеты — все побережья, в том числе и российские, усыпаны крышечками и этикетками от их бутылок.

«Мы можем бесконечно обвинять людей в неправильном поведении и разбрасывании мусора где попало, но это вряд ли поможет. <…> Проблема загрязнения пластиком решится, когда компании будут продавать качественный товар в минимальной упаковке или без нее», — говорит руководитель токсической программы Гринписа Алексей Киселев.

Неочевидный гринвошинг

Иногда гринвошинг сложно распознать — за экологичными на первый взгляд инициативами может скрываться манипуляция или обман. Например, Nestlé заявляла, что производит шоколад из «экологически чистых и социально ответственных какао-бобов», но в 2019-м компанию обвинили в том, что для их выращивания и сбора массово вырубают тропические западноафриканские леса, загрязняют реки и используют детский и рабский труд.

Полную версию статьи читайте в источнике. 

Пресс-служба

employee portrait
Татьяна Суворова
Специалист отдела по связям с общественностью
+7 (915) 248-03-56 (WhatsApp)
suvorova@ecounion.ru