А ты точно eco-friendly?

Кедр Медиа

Экомаркировка — знак, который производитель имеет право поставить на свою продукцию после того, как она прошла добровольную экологическую сертификацию. У каждой экомаркировки есть свои стандарты, по ним эксперты-экологи проверяют продукцию. Критерии могут быть разные: какое сырье использовано для изготовления продукта, безопасен ли его состав для природы и человека, насколько экологично само производство, перерабатывается ли упаковка и так далее. Такая экспертиза дает производителю право называть свой продукт экологичным, а потребителю — уверенность, что он действительно приобретает экотовар.

16.12.2022

Сегодня экологическая осознанность в российском обществе растет: потребитель хочет более глубоко понимать продукт. По просьбе «Кедра» эксперты Экологического союза рассказывают, как «читать» экомаркировку на товарах.

Какие бывают экомаркировки?

В мире более 500 маркировок. Самые надежные оценивают продукт по всему жизненному циклу. ООН признает такую экомаркировку главным инструментом ответственного производства и потребления. Стандарты экомаркировок по жизненному циклу включают требования к сырью, производству, транспортировке, использованию продукта и утилизации упаковки. Экомаркировки по жизненному циклу объединены во Всемирную ассоциацию экомаркировки (GEN). Россию в ассоциации представляет сертификат «Листок жизни». Он, например, предъявляет более строгие требования к содержанию летучих органических соединений (ЛОС) в краске, чем ГОСТ. А расход средства для стирки с сертификатом «Листка жизни» будет меньше на 20%.

В магазинах можно встретить не только российскую, но и иностранные экомаркировки, такие как BLAUER ENGEL, Ecolabel или корейские сертификаты.

Другая категория экознаков — органик-маркировки — означает, что товар не содержит синтетических добавок: когда для выращивания растений применяют только натуральные средства, а для животных — органические корма, а также соблюдаются правила гуманного обращения с животными. При этом органическая сертификация не учитывает экологичность производственных процессов.

Многие экознаки оценивают отдельные экологические преимущества товаров. Например, Energy Star предъявляет требования к энергоэффективности и применяется для электроники и строительных конструкций. Устройства с этой маркировкой в среднем потребляют на 20−30% меньше электроэнергии, чем их аналоги. MSC гарантирует, что при вылове рыбы не был нанесен урон популяции и морским экосистемам, а OEKO-TEX — что на всех стадиях обработки текстиля не применялись токсичные вещества.

Как проверить маркировку?

Для проверки экознаков Экологический союз разработал бесплатное мобильное приложение Ecolabel Guide, которое помогает определить экомаркировку и ее значение: пользователю нужно просто просканировать значки на товарах. Приложение выдаст информацию только о тех экомаркировках, которые являются настоящими. Те, которых нет в базе, попадают в память приложения и изучаются экспертами.

К сожалению, зачастую эксперты сталкиваются с маркетинговыми заявлениями, не имеющими отношения к заботе о природе, — гринвошингом. Например, некоторые компании придумывают «зеленый» дизайн упаковки, продолжая при этом расточительно относиться к ресурсам, загрязнять воздух и водоемы, не перерабатывать отходы производства.

Где искать экомаркировку?

Экологичные товары есть в разных категориях: от продуктов питания до строительных и отделочных материалов и удобрений. В России наиболее полно экомаркированная продукция представлена в сегменте бытовой химии. Например, маркировку «Листок жизни» имеет продукция брендов BioMio, Green Love, Fairy Pure & Clean, Cif, Synergetic, Crispi, Gardenica. Также экостандартам по жизненному циклу соответствуют краски düfa, DALI, DULUX и LUXENS, ламинат и линолеум Tarkett, оконные профили KBE и КÖMMERLING, теплоизоляция «Технониколь», ноутбуки HONOR, удобрения «ФосАгро». Полный перечень товаров с «Листком жизни» есть на сайте Экологического союза, оператора экомаркировки.

Экомаркированные товары можно встретить как в офлайн, так и в онлайн-магазинах. В торговой сети «Лента Онлайн» экотовары отмечены зелеными стикерами «экомаркировка». А на сайтах «Леруа Мерлен», «СберМаркет» и «ЯндексМаркет», например, экосертифицированную продукцию можно найти по фильтру «экомаркировка».

Как выбрать экотовар: основные правила

Выбрать настоящий экотовар и не попасться на гринвошинг поможет «принцип светофора», используемый в приложении Ecolabel Guide:

Зеленый сигнал — экомаркировка. Смело выбирайте товары с такими знаками. Независимые эксперты проверили товар на соответствие экостандарту. Примеры таких значков: «Листок жизни», ГОСТ Органик, BLAUER ENGEL.

Желтый сигнал — самодекларация. Можете доверять такому знаку, но будьте бдительны. Производитель зачастую сам формулирует экопреимущества товара (например, ставит значок «без фосфатов»). В таком случае лучше запросить у магазинов или производителя доказательства экологичности. В идеале «зеленое» заявление должно быть подтверждено третьей независимой стороной.

Красный сигнал — гринвошинг. Это недобросовестные заявления об экологичности, которые вводят покупателей в заблуждение. Примеры таких заявлений: 100% green или eco-friedly.

Делайте покупки так, чтобы побудить крупные корпорации менять свои стратегии и больше заботиться о природе и нашем здоровье. Ведь чем выше спрос на экотовары, тем качественнее предложение.

Пресс-служба

employee portrait
Татьяна Суворова
Специалист отдела по связям с общественностью
+7 (915) 248-03-56 (WhatsApp)
suvorova@ecounion.ru