«Экологические» этикетки на многих товарах — не более чем элемент дизайна. За настоящей маркировкой стоит процесс сертификации, подтверждения экологичности продукта. +1 рассказывает об экомаркировках, которым можно доверять.
Фото: istock.com
Самая надежная — так называемая экомаркировка первого типа. Чтобы получить ее, продукция должна быть сертифицирована третьей стороной. Проверяется каждый этап жизненного цикла товара — от происхождения сырья до утилизации отходов потребления. Сами сертифицирующие органы контролируются Всемирной организацией экомаркировки (GEN). Сейчас в мире больше 20 маркировок первого типа, найти их перечень можно на сайте GEN.
В России наибольшим признанием пользуются следующие маркировки экологичности продукции:

«Листок жизни»
Единственная российская экомаркировка, признанная GEN, разработана в 2001 году некоммерческой организацией «Экологический союз».

«Европейский цветок»
Экологический сертификат Европейского Союза. Можно встретить на косметике, бытовой химии, строительных материалах, одежде. Для продуктов питания такая сертификация не предусмотрена.

«Северный лебедь»
Скандинавская экомаркировка, учрежденная в 1989 году Советом министров скандинавских стран. Такой знак имеют более 8 тыс. товаров и услуг.

«Голубой ангел»
Первая в мире экомаркировка. Ее разработали в 1978 году в Германии. Около 12 тыс. товаров и услуг в 125 товарных категориях могут использовать этот знак.

«ЭКО»
Казахстанская экомаркировка, в 2016 году признанная GEN. Сертификацию проводит Международная академия экологии.
Некоторые маркировки подтверждают соответствие продукции принципам устойчивого развития по отдельным критериям. К их числу относятся:

FSC
Сертификат Лесного попечительского совета выдается товарам, которые получают древесину из ответственно управляемых лесов. Среди критериев оценки — легальность происхождения древесины, предпринятые меры по восстановлению лесов и защите их обитателей, соблюдение прав рабочих.

MSC
Маркировку Морского попечительского совета можно встретить на упаковке замороженной рыбы и морепродуктов. Она означает, что при вылове морских биологических ресурсов предпринимаются меры по защите морских экосистем и последующему восстановлению численности популяции.

RFA
Значок с лягушкой неправительственной организации Rainforest Alliance подтверждает, что фермерское или лесное хозяйство заботится о сохранении биоразнообразия, охране природных ресурсов и улучшении качества жизни людей.

UTZ
Сертификационная программа для производителей кофе, какао, чая и фундука. Фермерские хозяйства, участвующие в программе, должны обеспечить сохранность окружающей среды и соблюдение прав работников.

Fair Trade
Маркировка «Справедливая торговля» создана, чтобы поддержать небольшие фермерские хозяйства и сельскохозяйственных работников в развивающихся странах. Она подтверждает, что при производстве продукта не использовались ни детский, ни рабский труд, а все работники получили справедливую оплату.

Energy star
Международно признанный сертификат энергоэффективности потребительских товаров. Промаркированные этим знаком устройства в среднем потребляют на 20−30% меньше электроэнергии, чем аналоги той же функциональности.
Автор: Анастасия Кокоурова