В ходе круглого стола участники рассмотрели три темы:
1. Причины возникновения «гринвошинга»,
2. Вред, наносимый «гринвошингом» участникам рынка, государству и окружающей среде,
3. Возможные пути решения проблемы «гринвошинга».
Участники круглого стола отметили, что в России востребована экологически безопасная продукция, в частности, экологичные продукты питания, косметика, бытовая химия, строительные и отделочные материалы.
В то же время, эксперты едины во мнении, что растущий спрос на экопродукцию стал стимулом для экологической спекуляции, которую создают недобросовестные производители, а также непрофессиональные специалисты по маркетингу. Учащаются случаи, когда понятия «эко», «био», «органик» на упаковке продукции и в рекламных материалах используются без достаточного на то основания (вводя покупателя в заблуждение) или вовсе не имеют никаких оснований – являются обманом. «Гринвошинг» опасен не только для здоровья и кошелька покупателя – псевдоэкологические заявления способствуют развитию недобросовестной конкуренции. Честные производители, инвестирующие в «зеленые» технологии, теряют конкурентные преимущества на фоне засилья прилавков псевдо-экотоварами. В конечном счете, затормаживается развитие экологически грамотного производства и потребления, нацеленных на снижение нагрузки на окружающую среду.
Основными факторами, способствующими развитию «гринвошинга», являются:
1. Отсутствие закона, регламентирующего использование терминов «эко», «био», «органик» и производных от них,
2. Отсутствие надлежащего государственного контроля за органами по экологической сертификации,
3. Низкая грамотность потребителя.
Итоговые выводы круглого стола и рекомендации
Заслушав выступления экспертов и обсудив проблему, участники круглого стола предлагают для обеспечения экологической защиты населения в области качества и экологической безопасности потребительской продукции следующие меры:
1. Внести дополнения в Федеральный закон о продовольственной безопасности и законы о продовольственной безопасности субъектов РФ, касающиеся введения термина «экологический продукт» и производных понятий.
2. Сформулировать критерии, соблюдение которых позволяет называть продукт «экологичным», способствовать установлению четких прозрачных стандартов для экопродукции.
3. Внести в законодательство изменения, устанавливающие обязательные требования к экологическим декларациям производителя, взяв за основу стандарт ГОСТ Р ИСО 14021-2000 «Этикетки и декларации экологические. Самодекларируемые экологические заявления».
4. Внести в ТР ТС022/2011«Пищевая продукция в части ее маркировки» и другие ТР ТС, регулирующие маркировку иных категорий товаров (косметическая продукция, чистящие и моющие средства, строительные и отделочные материалы и др.) дополнения, касающиеся требований к применению понятий «эко», «био», «органик» и производных от них понятий. Например, таких как: «экологичный», «экологически безопасный», «натуральный», «чистый», «фермерский».
5. Поощрять прохождение компаниями-производителями продукции прохождение независимой оценки соответствия экологическим стандартам в признанных органах по сертификации.
6. На законодательном уровне закрепить необходимость государственной аккредитации и аудита органов по добровольной экологической сертификации товаров, работ и услуг.
7. Ввести штрафные оборотные санкции, направленные на развитие добросовестной конкуренции на рынке экотоваров, к производителям псевдоэкологической продукции, использующим фальсифицированные знаки экомаркировки без прохождения сертификации.
8. Подготовить обращения в Роспотребнадзор, УФАС в отношении защиты прав неопределенного круга лиц, либо добросовестного производителя, касающееся производителей псевдоэкологической продукции, производителей, незаконно использующих знаки экомаркировки независимых органов по сертификации (в.т.ч. опираясь на исследование портала Look.Bio).
9. Способствовать скорейшему принятию федерального закона «Об органической продукции», который находится на стадии законопроекта.
10. Консолидировано с заинтересованными ответственными участниками рынка экопродукции, при поддержке органов государственной власти, провести интернет-акцию «Как не попасть в ловушку гринвошинга?», раскрывающую ответы на вопросы: «что такое экопродукт», «как выбирать экопродукты», «как защитить свои права, если вы уже попали в «зеленую» ловушку».
11. Создать федеральную рабочую группу по решению проблемы «гринвошинга» (бизнес, СМИ, НКО, отраслевые институты, законодатели, отраслевые комитеты), составить план заседаний рабочей группы, в том числе по вопросу поиска финансирования на законотворческую и просветительскую деятельность.
12. Просвещать потребителей и повышать их экологическую грамотность в области экопотребления через СМИ, социальную рекламу, уроки в школах при поддержке органов государственной власти субъектов РФ.
13. Оказать информационную поддержку органами государственной власти субъектов РФ созданного на базе НП «Экологический союз» электронного реестра подтвержденной надежными экосертификатами продукции (мобильное приложение «Экополка»).
14. Способствовать увеличению числа сертифицированных экологически ответственных производителей с помощью рыночного инструмента – экомаркировки: организовать силами органов государственной власти субъектов РФ возмещение издержек на добровольную экологическую сертификацию малому и среднему бизнесу.
15. Включение муниципальных организаций в работу по внедрению экологических критериев в систему государственного заказа, организация пилотных проектов по закупкам экологически безопасной продукции в учреждения здравоохранения и образования.
Резолюция подготовлена организаторами круглого стола с участием следующих экспертов
Вячеслав Тукаев, заместитель руководителя Санкт-Петербургского УФАС России
Надежда Тихонова, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, Председатель профильной комиссии по экологической защите населения, член постоянной комиссии по экологии и природопользованию
Инна Соколовская, начальник отдела надзора за питанием населения Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу
Анатолий Голов, сопредседатель «Союза потребителей России»
Юлия Грачева, к.б.н., директор НП «Экологический союз», руководитель органа по сертификации «Листок жизни»
Семен Гордышевский, председатель совета партнерства НП «Экологический союз», председатель Комитета по экологической, промышленной и технологической безопасности Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга
Ангелина Давыдова, корреспондент ИД «Коммерсантъ» и спец.проекта «+1», директор «Русско-немецкого бюро экологической информации», преподаватель факультета журналистики Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПБГУ
Татьяна Лебедева, создатель и главный редактор инфопортала Look.Bio
Илья Калеткин, президент ГК «Аривера»
Нонна Лебедева, советник директора СПбГБУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг»
Юрий Игнатьев, генеральный директор ООО «АНАЛЭКТ»
Александр Артюшин, руководитель отдела строительного консалтинга «профайн РУС»
Ольга Севастопольская, заместитель директора, координатор по маркетингу и коммуникациям Российского национального офиса FSC
Татьяна Дворядкина, руководитель отдела по регулятивным вопросам ООО «Эйвон Бьюти Продактс»
Екатерина Матанцева, генеральный директор компании «МиКо»
По всем вопросам можно обращаться к PR-службе Экологического союза:
Ксения Илларионова, +7 (952) 365-28-62, [email protected]