С недавнего времени наше государство стало уделять большое внимание экологической безопасности страны. 2017 год объявлен годом экологии, приняты новые Федеральные законы, касающиеся сферы обращения с отходами, наилучших доступных технологий, и государственных закупок (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). В документе «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» в качестве основного механизма развития экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды упоминается «обеспечение преимущества при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд товарам, работам, услугам, отвечающим установленным экологическим требованиям».
С учетом международного опыта, было принято решение двигаться к устойчивому развитию через экологизацию государственных закупок. Зеленые закупки помогают достичь таких целей, как снижение выбросов парниковых газов, улучшение эффективности использования энергии и водных ресурсов, поддержка перерабатывающей промышленности, содействие ответственному управлению природными ресурсами.
В 2016 году задачи по экологизации госзакупок попали в рабочий план Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. В соответствии с планом, 21 сентября было организовано заседание коллегии Департамента «Проблемы и перспективы «зеленых» государственных закупок в городе Москве». В коллегии приняли участие представители власти, экологических организаций, бизнеса, ученые. Экологический союз, оператор российской системы добровольной экологической сертификации «Листок жизни» (экомаркировка I типа), представил на заседании свой экспертный опыт по формированию экологических критериев госзакупок с учетом программ экологической маркировки и сертификации.
По результатам работы коллегии предлагается опробовать пилотные проекты по экологизации закупок в России, начиная со столицы. В первую очередь, необходимо сформировать перечень продукции, при закупках которой учитываются экологические показатели. Это должны быть товары со сложившимся рынком сбыта, хорошим спросом и наличием конкурентов (например, зеленое строительство или электронные товары). Затем необходимо для каждой группы продукции разработать критерии экологичности, в основе которых должны лежать объективные измеряемые требования. И здесь на помощь приходит экомаркировка. Критерии программ экомаркировок, которые присваиваются независимыми и заслуживающими доверия органами по сертификации, действующими в соответствии с международными стандартами ISO 14024 и ISO 17065, могут быть взяты за основу критериев государственных закупок, как это было сделано в Европейском союзе. Наличие экомаркировки на продукции автоматически будет означать соответствие предъявляемым экологическим критериям, таким образом решается проблема отсутствия у заказчиков необходимых компетенций по оценке соответствия продукции экокритериям закупки.
Еще одной важной задачей, в условиях отсутствия у участников закупок необходимого опыта в использовании экологических критериев, является разработка методических указаний и практических кейсов. Так, по результатам онлайн-опроса 90 заказчиков со всей России, основными препятствиями реализации экологических закупок респонденты назвали нехватку знаний о критериях закупок (48,9 %), отсутствие четких руководств по применению экологических критериев в существующих правилах по государственным закупкам (40%), недостаток общей политической поддержки по вопросам экологичных закупок на уровне государства, региона, или муниципалитета (39,9%), а также нехватку практических инструментов и информации (в том числе руководств, методических материалов, типовых форм) 33,3% (исследование доцента Шадриной Е.В., ВШЭ, г. Пермь).
Поэтому планируется проведение ряда мероприятий по повышению информированности специалистов о выгодах и преимуществах использования «зеленых» технологий и государственных «зеленых» закупок.
Содействовать выполнению этих задач будет рабочая группа в рамках Общественного экологического совета Департамента, которую предполагается создать в ближайшее время, и которая включит экспертов разных направлений: права, экономики, экомаркировки, наилучших доступных технологий и других.
17 октября тема зеленых закупок снова была поднята на одном из круглых столов «Экологориентированный госзаказ» в рамках VI Научно-практической конференции, посвященной экологическим проблемам Московского региона.
Движение в сторону экологизации государственных закупок на этом не заканчивается, и в течение следующих нескольких месяцев будут сформированы предпосылки для разработки новых нормативных актов, устанавливающих перечень подлежащих к включению в закупочную документацию требований к закупаемой продукции и критериев оценки заявок участников закупки с точки зрения экологических характеристик производства, потребления и утилизации товаров, оказания услуг, выполнения работ, потребления их результатов и утилизации их отходов.
По материалам пресс-службы Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы и собственной информации Экологического союза.