17 октября в рамках конференции «Натуральная косметика. Новые смыслы» на выставке InterCHARM-2025 состоялась презентация результатов практически ориентированного исследования «Признаки гринвошинга на косметическом рынке России», организованного Союзом ONE в партнерстве с Роскачеством, InterCHARM, SellMonitor и Экологическим союзом.
Экологический союз выступил экспертным партнером проекта.
Директор организации, к.б.н. Юлия Грачева, вошла в состав экспертной панели исследования. Юлия — признанный специалист в области корректных экологических заявлений, член международного комитета ISO TC 207 «Экомаркировка», участвовавшая в разработке международного стандарта ISO 14020 о принципах достоверных экозаявлений.
Она также входит в международные инициативы UNEP One Planet и Retail4Impact, консультировала ФАС России при подготовке Рекомендаций по предотвращению гринвошинга, участвовала в создании Критериев экологически ответственных маркетинговых коммуникаций Совета по профилактике гринвошинга, а также является членом жюри премий E+, Forbes и других.
На основе этого опыта по рекомендациям Экологического союза были уточнены критерии, по которым оценивались экологические заявления косметических брендов.
«Здорово, что коллеги из Союза ONE были заинтересованы не просто провести формальную проверку, а глубоко разобраться в теме, — отмечает Юлия Грачева. — Мы видим ценность этого исследования в том, что оно позволяет предметно разговаривать с рынком: на основе конкретных фактов выстраивать диалог с бизнесом, искать лучшие решения и помогать потребителю делать осознанный выбор».

Основные результаты исследования
Анализ охватил 1000 самых продаваемых косметических продуктов — 500 кремов для лица и 500 шампуней с площадок Ozon, Wildberries, Золотое яблоко, Магнит Косметикс и Lamoda.
Исследование показало, что 32 % товаров содержат экологические заявления, из которых 42 % имеют признаки гринвошинга — то есть недостоверные, размытые или неподтвержденные данные. Это эквивалентно 13,6 % всей рыночной выборки — более 1,5 млн единиц продукции на сумму свыше 280 млн рублей.
Наиболее распространенные признаки гринвошинга:
указание процента натуральных ингредиентов без методики расчета — 19 %;
размытые формулировки вроде «экологичный», «чистый», «натуральный» — 15 %;
ложная или неподтвержденная сертификация — 5 %;
использование обязательных по закону свойств как уникальных преимуществ — 5 %.

Что рекомендуют эксперты
Участники конференции обсудили, как компаниям избежать некорректных заявлений.
Эксперты рекомендовали опираться на рекомендации ФАС России и Совета по профилактике гринвошинга, а также использовать независимые формы подтверждения экологических характеристик — в частности, сертификацию OneProof для натуральной косметики, «Листок жизни» по жизненному циклу продукции и верификацию Экологического союза для отдельных экологических свойств товаров.
Гид для потребителей
В продолжение темы Союз ONE представил гайд «Как не обмануться при покупке косметики» — короткое и наглядное руководство по проверке достоверности экозаявлений.
В нем показано, как отличить реальные экологические преимущества от маркетинговых уловок: проверять наличие независимой сертификации («Листок жизни», COSMOS, OneProof и др.), избегать неясных формулировок и процентных показателей без пояснений, обращать внимание на конкретику и прозрачность информации.
Совместное развитие ответственного рынка
Сотрудничество Экологического союза и Союза ONE направлено на развитие рынка честной косметики без гринвошинга, а также на поддержку производителей и ритейлеров, стремящихся к прозрачным коммуникациям и экологически ответственным продуктам.
На фотографиях: Татьяна Лебедева, Союз ONE и Светлана Проскуринкова, Экологический союз.