Юлия Грачева

К.б.н., директор Экологического союза, руководитель центрального органа Системы «Листок жизни». Член совета директоров Всемирной ассоциации экомаркировки (GEN)

Аудитор органов по сертификации в рамках международной программы взаимопризнания экомаркировок GENICES, член Многостороннего консультативного комитета (Multi-stakeholder Advisory Committee, MAC) Программы ООН по информированию потребителей об устойчивом производстве и потреблении (CI-SCP), член международной рабочей группы подкомитета ISO/TC 207/SC 3 по экомаркировке, участник рабочей группы Росаккредитации по вопросам разработки программ аккредитации органов по сертификации органической продукции. Дипломированный специалист шведской программы по ответственному лидерству и устойчивым методам ведения бизнеса Swedish Institute Management Programme.

Подробнее о профессиональной деятельности.

Немного о себе

Просто так сложилось…

Экология не была моим призванием. В школе я увлекалась биологией, участвовала и занимала призовые места в олимпиадах вплоть до всероссийской.  Решила поступать на биофак, а в дальнейшем заниматься наукой. Но в Санкт-Петербургском государственном университете открывалась новая специальность «Биоразнообразие и охрана природы». Себя в экологии я не представляла, но пошла туда ради чего-то новенького. Просто так сложилось.

Сознание постепенно менялось

О том, что экология – это важно и нужно, я поняла, когда начала работать в Экологическом союзе. Попала я в него случайно: привела бывшая однокурсница. Сначала я рассматривала экологию только с профессиональной точки зрения: зеленое производство, снижение нагрузки на окружающую среду. Постепенно начала узнавать и про другие стороны этой науки. Сознание постепенно менялось. Общаясь годами в экосообществе, я потихоньку втянулась и поняла истинное предназначение экологов. Для меня это выразилось в лозунге с моей странички в соцсети: «Имею чёткий план, как сделать мир лучше!».

Экомаркировка – взаимовыгодный для всех инструмент

Мне безумно нравится инструмент, который мы развиваем – экомаркировка. Он объединяет экологический и экономический аспекты и взаимовыгоден для всех: потребителей, производителей, ритейла, окружающей среды. Этим экомаркировка меня и привлекает. Мне нравятся глобальные вещи, инновационные.

Умение комплексно смотреть на вещи

Мы в университете не говорили об экологии лишь как о защите окружающей среды. Экология – это обширное понятие, наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания. Этот комплексный взгляд на вещи пересекается с тем, что мы сейчас делаем. Мы оцениваем не отдельные экологические преимущества, а анализируем весь жизненный цикл продукции.

Сейчас очень много людей думают о снижении нагрузки на природу. Среди них и экологисты – люди без базового экологического образования. Для некоторых из них характерен так называемый экологический экстремизм, они радикально настроены против компаний, стремящихся быть экологичными, но не в полной мере соответствующих их ожиданиям. Профессионал же комплексно смотрит на вещи и понимает, что добиться идеала сразу не получится. К нему можно стремиться – пусть и не всегда так быстро, как хочется.

Мы меняем реальность к лучшему здесь и сейчас

В свое время я ушла из науки, потому что она имеет отложенный эффект. Экологический союз делает то, что приносит практическую пользу. Ее даже можно измерить в количественных показателях.

Стандарты, по которым мы работаем, подразумевают постепенное снижение нагрузки на окружающую среду и последовательное ужесточение требований. Это мелкие шажки, но они достаточно конкретные. Когда мы устанавливаем определенные показатели, предприятия стремятся им соответствовать и внедряют в производственный процесс «зеленые» технологии. Это меня мотивирует. Мы меняем реальность к лучшему здесь и сейчас. Мне очень нравится, когда я вижу продукты с экомаркировкой «Листок жизни» на полках магазинах. Это приближает нас к светлому будущему.

Для молодежи это привлекательное направление

Когда мы заканчивали университет, все, что нам светило – это эколог на производстве, либо сотрудник заповедника. Именно поэтому сразу после окончания вуза я не пошла работать по специальности. Фактически то, чем мы сейчас занимаемся в Экологическом союзе, мы создавали сами. Сейчас очень много возможностей. Увеличивается количество образовательных программ по теме устойчивого развития. Практически в каждой крупной компании есть специалист по устойчивому развитию, начиная от банков и заканчивая металлургическим сектором. Востребованность этой профессии очень возросла. Но главное, эта профессия очень интересная, позволяет реализовать разнообразные проекты, в которых нет шаблонных решений. Думаю, для молодежи это привлекательное направление деятельности: это и интересная специальность, и возможность внести вклад в устойчивое развитие.

Экопривычки везде, куда ни посмотри

Когда один из телеканалов мне предложил интервью про экопривычки, я поняла, что мне и готовиться не надо: экопривычки у меня везде, куда ни посмотри.

Я разделяю мусор, не выхожу из дома без многоразовой бутылки для воды. В магазине всегда смотрю, есть ли маркировка у продукта, обращаю внимание, из чего произведена его упаковка, и практически никогда не беру пакеты на кассе – лучше понесу продукты в руках.

Наша семья не тратит деньги просто на статусные вещи, а покупает только то, что реально нужно и прослужит долго. И, конечно, мы не гонимся за быстрой модой и покупаем одежду при необходимости.

Приятно, когда кто-то начинает разделять твои ценности

Муж меня поддерживает во всех экологических начинаниях. На дочку я мягко влияю своим примером. С родителями сложнее: у них уже устоявшееся мировоззрение.

Всегда приятно, когда кто-то начинает разделять твои ценности. Например, свою сестру я долго агитировала разделять мусор. И недавно она прислала фотографию своей машины, полностью забитой мешками со вторсырьем, которые она везла на переработку.

Я стараюсь не давить на людей, а скорее показывать пример. Этому я научилась у западных коллег. У них принцип – не запрещать, а предлагать альтернативу. И тогда человек будет делать осознанный выбор.

Экомаркировка как национальная идея

Из всех экологических проблем я предпочитаю сконцентрироваться на одной. Хочу, чтобы «Листок жизни» в России был так же популярен, как, к примеру, «Северный лебедь» в Скандинавии, «Европейский цветок» и Organic в Европе. Чтобы у Экологического союза были тысячи лицензиатов, покупатели могли выбирать товары с «Листком жизни» во всех категориях, а экомаркировка стала массовой национальной идеей.