В середине июня специалисты Экологического союза отправились в Гётеборг, чтобы узнать больше о портрете современного потребителя и развитии экологически ориентированного ретейла в Швеции. Эксперты посетили семинар, организованный Шведским обществом по охране природы (SSNC). Организация, кстати, является оператором экомаркировки первого типа – Good Environmental Choice.
Представители SSNC представили несколько исследований, опубликованных компанией SB INSIGHT. Авторы отчета разделили современные группы потребителей на четыре категории: эгоисты, умеренных взглядов, умные и убежденные. По словам директора департамента экосертификации и экопотребления SSNC Евы Эйдерстрём, наиболее интересны для изучения две последние категории. Именно такие потребители способны принимать решения и участвовать в построении устойчивого общества. Кстати, в Швеции за последние два года доля умных потребителей (smart) – выросла с 15% до 20-28%.
В отчете SB INSIGHT также отмечается, что отношение шведских потребителей к ответственному потреблению меняется в положительную сторону. Так, например, 75% положительно относятся к переработке мусора, 55% готовы покупать вещи б/у или ремонтировать их.
Отметим, что и в России отмечаются похожие тенденции. Директор Экологического союза Юлия Грачева в ходе семинара привела данные последних опросов (ВЦИОМ, WFF, Nielsen). Результаты многочисленных исследований доказывают рост интереса наших соотечественников к ответственному производству и потреблению. Например, недавно россияне среди главных своих жизненных приоритетов назвали качество еды и состояние экологии (оценка 82% респондентов по всей России).
В целом согласно прогнозам исследователей, в будущем на поведение потребителей могут повлиять два фактора: через 20 лет 70% населения будет жить в городах, а уровень среднего класса приблизится к 2030 году к 4,9 млрд (для сравнения: в 2009 — 1,8 млрд.).
Шведские потребители доверяют экомаркировке
Активный рост ответственных потребителей влияет на продажи экопродуктов. Так, серьезный бум на органик-еду в Швеции был в 2014-2015 году (почти 40%). На данный момент, каждый третья продуктовая корзина содержит по крайней мере один органический продукт.
Представители SSNC считают эту ситуацию отражением массовых трендов: появилось поколение миллениалов со своим особым взглядом на мир, стремлением вести здоровый образ жизни и готовностью заботиться о планете. Вместе с тем, популярности органик и экопродукции способствует также активная деятельность экологических организаций. Активисты рассказывают покупателям о том, почему нужно делать выбор в пользу экопродуктов с общепризнанными маркировками. Например, для этого каждый год проводится Green action week.
Обычно акции проходят непосредственно в магазинах. Представители ретейла поддерживают «зеленые» инициативы и разрешают волонтерам просвещать покупателей. В прошлом году в рамках Green action week прошли информационные кампании, посвященные продуктам питания. В этом году активисты рассказывают о косметике и моющих средствах.
Нас заинтересовал необычный и креативный подход шведов к экорекламе. В своих концепциях и образах они используют недовольные мультяшные лица, которые пользуются обычными моющими средствами без удовольствия. Посыл примерно следующий: вы несчастны? Все еще моете голову обычным шампунем? А знаете ли вы о всех вредных веществах, которые есть в его составе? Мы исправим это…
Пример информационной кампании о вреде микропластика в группе SSNC
Все информационные буклеты и постеры, которые получает потребитель, говорят о том, каким экомаркировкам стоит доверять. В сегменте бытовой химии и косметики на первом месте – экомаркировки первого типа. Именно они запрещает использовать в составе продукта различные аллергены и вредные компоненты. Самые распространенные в Швеции: Good Environmental Choice (Швеция), Ecolabel (Евросоюз), Nordic Swan (Скандинавия). Напомним, в России единственной общепризнанной экомаркировкой первого типа, входящей во Всемирную ассоциацию экомаркировки, является «Листок жизни».
В пищевой сфере предпочтение отдается тем продуктам, которые имеют органик-маркировки: EU Organic (Европейский союз), Krav (Швеция). Кстати и маркировки первого типа, и органик являются лидерами по узнаваемости среди местных покупателей. Как говорят эксперты SSNC, люди покупают такие продукты, потому что верят в их экологичность.
Как должен выглядеть идеальный экомагазин
Искать продукты с экомаркировками мы отправились в один из магазинов известной сети WILLYS. Это дискаунтер, специализирующийся на экопродуктах. На данный момент всего в стране около 200 магазинов этого бренда с еженедельной посещаемостью в 2 млн человек.
Несмотря на то, что корпоративный цвет WILLYS — красный, это нисколько не мешает магазину быть «зеленым». В 2009 году сеть получила экомаркировку первого типа Good Environmental choice («Ястреб»), в 2012 году наняла менеджера по устойчивому развитию, а в 2015 представила новую стратегию «Эко для всех». Ее смысл в том, чтобы выбор экопродуктов становился шире и доступнее для потребителя. Т.е позиция проста: вы не должны быть богачами, чтобы покупать такие продукты.
Вначале магазин проходил сертификацию по первой версии стандарта Good Environmental choice (от 2000 г.). Согласно критериям экомаркировки супермаркету разрешалось представлять определенную долю сертифицированной продукции (чаще всего – KRAV и европейские экомаркировки первого типа) в 15 категориях товаров. Спустя годы после ужесточения стандарта магазин по своей инициативе стал увеличивать ассортимент продукции, которая обладает экологическими характеристиками и экосертификатами. Сегодня это около 200 позиций.
Больше всего сертифицированных продуктов питания можно выбрать среди молока, бананов, кофе и картофеля (органик-маркировки Krav, EU Organic; Fair Trade). Особое внимание уделяется продаже сертифицированной рыбы (экомаркировка MSC и Fair Trade). Также магазин проверяет, не использует ли производитель определенные виды рыб, находящиеся под угрозой исчезновения.
Среди бытовой химии и косметики (шампуни, стиральные порошки и.т.д) чаще всего встречаются экомаркировки первого типа: Nordic Swan, Good Environmental Choice и EU Ecolabel.
Как магазин выделяет сертифицированные продукты? Рядом с ценой товара магазин размещает зеленую этикетку, на которой отмечена одна из экомаркировок. Кроме того, в некоторых секциях размещаются отдельные плакаты с пометкой «эко», а перед кассой на экранах монитора можно посмотреть соответствующие ролики.
В WILLYS с гордостью отмечают, что доля продаж органической продукции растет. С 2013 года она увеличилась почти в три раза и достигла 6%. Но Willys — это не только еда, это также люди. Компания гордится своими сотрудниками, которые разделяют ценности устойчивого развития.
После обзорной экскурсии один из консультантов WILLYS повел нас за кулисы, чтобы показать, как магазин соблюдает экологические требования маркировки «ястреба». Мы подглядели, как устроена логистика, сортировка мусора и «зеленые» закупки.
Фото 1. Бытовая химия, используемая для нужд магазина, имеет маркировку первого типа. Фото 2. Место для раздельного сбора в помещении для персонала.
Надо добавить, что сертифицированные продукты мы встретили не только в WILLYS, но и в других известных сетях: Lidl, Coop, IСA и специализированных экомагазинах. Несмотря на то, что ассортимент и цены везде отличаются, экологичные товары остаются доступными для покупателя.
Стоит добавить, что российские ретейлеры тоже постепенно догоняют своих европейских коллег. В этом году некоторые сети продуктовых и парфюмерно-косметических магазинов создали специальные «зеленые» зоны, в которых можно встретить товары с экологическими характеристиками.
Справка
Семинар в Гётеборге является первым мероприятием, входящим в проект «Экологизация ретейла и IT-инструменты для устойчивого потребления». Работа Экологического союза по этому направлению получила поддержку в виде гранта от Совета министров Северных стран.