
19-20 ноября в Санкт-Петербурге прошли «Дни ритейла на Неве» — форум бизнеса и власти для профессионалов и экспертов российского рынка, направленный на развитие сферы розничной торговли, проводимый в рамках подготовки ежегодного международного форума «Неделя Российского Ритейла».
В первый день форума состоялась аналитическая сессия «Ключевые тренды потребительского рынка на Северо-Западе». Представители компаний Nielsen, Экологический союз, IdeaSupermarket, Fazer, Metro Cash&Carry, Coca-Cola, «МегаФон — Ритейл», обсудили развитие потребительского рынка в России и, в частности, в Санкт-Петербурге.
В своих выступлениях спикеры отмечали привычку петербуржцев рационально подходить к своим покупкам, отдавать предпочтение экотоварам и ответственному потреблению. Многие жители северной столицы ведут здоровый образ жизни и являются вегетарианцами. Для покупателей экономия стоит на первом плане. При этом, кроме экономии денег, — переплачивать не хотят даже посетители премиум-магазинов -, на первый план выходит также экономия времени и сил. Кроме того, жители СЗФО особое внимание уделяют атмосфере магазина — покупки должно быть делать приятно.

Выступление Алеси Орловой, руководителя направления по работе с клиентами Экологического союза было посвящено тренду на устойчивое развитие в ритейле: в мире, в России, в Петербурге.
«Говоря об этой теме, мы, в первую очередь, имеем в виду 12 цель устойчивого развития — ответственное потребление и производство. Ритейл здесь играет ключевую роль, потому что он является тем самым связующим звеном между потребителем и производителем. Отвечая на запрос потребителя, ритейл через более строгие требования к своим поставщикам стимулирует компании производить более экологичные товары» — говорит Алеся Орлова.
Ответ на спрос потребителя через экотовары — это совершившийся факт, об этом свидетельствуют данные исследований, при этом очевидно, что тренд идет к нам из-за рубежа.
«В пяти странах Европы: Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Испания был проведен опрос 550 ритейлеров (EU market for sustainable products report, 2019), все они заявили о высоком росте продаж экотоваров. 85% из опрошенных говорят, что этот рост присутствует, а 65% — что он составляет 10%. Это значительные цифры — отмечает Алеся Орлова.» Данные GFK RUS показывают также, что у европейских ритейлеров появляются отдельные линейки экологичных собственных торговых марок.
Сегодня в Европе и во многих странах тренд на ответственное потребление не просто ответ на потребительский спрос — он становится частью государственной политики. Например, согласно данным Немецкого Агентства по Окружающей среде в 2018 году, в Германии доля экотоваров является одним из индикаторов национальной стратегии по целям устойчивого развития, что хорошо демонстрирует уровень проникновения этой идеи в развитие рынка.

В России тренд сохраняется. Уже сейчас по опросам Nielsen и «Ромир Мониторинг Стандарт» (2018) 12% потребителей выбирают экотовары постоянно и 35% готовы платить за них больше.
Согласно опросу Экологического союза и Экобюро GREENS (2018) 90,0% ответственных потребителей не только покупают экологичные товары, выбирают товары с экомаркировками, но и имеют иные «зелёные» привычки. Например, эта когорта покупателей берет меньше пакетов и использует многоразовые сумки (78,6%), экономит ресурсы (67,5%), собирает и сдает опасные отходы (67,4%). Именно на такого человека рассчитаны экополки, которые сегодня начинают появляться у ритейлеров.
«Мы (в Экологическом союзе) видим большое количество запросов от крупных сетей, которые стараются что-то сделать в этом направлении: открыть свои экомаркеты, организовать зеленые полки, либо придумать что-то еще. Зеленое направление активно развивается, при этом в России уже сегодня есть успешные кейсы с понятным экологическим эффектом и их доля будет расти в 2020 году — рассказала Алеся Орлова».
Опыт Экологического союза по теме зеленого ассортимента для магазинов аккумулирован в брошюре «Методическое руководство «Green Guide» по экологизации ассортимента и грамотному позиционированию экотоваров.