Своим опытом поделились эксперты систем сертификации по жизненному циклу из Германии, России, Японии и Китая, а также представителей государственных структур Германии и представители международных объединений – UNEP и GEN, работающих в области развития устойчивого производства и потребления. Большая часть докладов была посвящена международному сотрудничеству в достижении этих целей.
Участники подытожили приоритетные задачи, которые необходимо решать. Доктор Ульф Джекел, представитель Министерства по окружающей среде, природным ресурсам, строительству и атомной безопасности Германии, выделил основные шаги для решения проблем загрязнения и повышения устойчивости потребления:
укрупнение групп критериев экологической безопасности продукции;
гармонизация критериев экологической безопасности в разных странах;
объединение органов по сертификации в международных масштабах;
усиление роли и повышение внимания к устойчивым государственным закупкам;
борьба с гринвошингом.
Важность борьбы с гринвошингом была подчеркнута единогласно, потому что его распространение подрывает все основы устойчивого производства и потребления. Среди производителей продукции выступил глава подразделения маркетинга немецкой компании HELLER-LEDER GmbH & Co. KG Франк Фидлер. Эксперт предложил идею, которая получила развитие в последующих докладах и дискуссиях – об устранении так называемых «джунглей экомаркировок», то есть создавать и поддерживать несколько надежных и охватывающих все свойства продукта маркировок. По его мнению, такой подход даст выгоду и проявителям, получающим экомаркировку, и покупателям, выбирающим товары. Наличие на рынке небольшого числа узнаваемых и надежных маркировок поможет покупателям избегать ложных и ненадежных экологических заявлений.
Тем не менее, нам приходиться работать в ситуации именно джунглей обилия добровольных стандартов и экомаркировок. Единственным решений для добросовестных и надежных маркировок, по мнению участников панельной дискуссии «Ожидания и условия для успеха зеленого маркетинга», является повышение своей конкурентоспособности по сравнению с ложными заявлениями, совершенствование процедур сертификации и повышение доверия к надежным маркировкам. Необходимо вести диалог с конечными потребителями, повышать уровень их образования, давать больше информации и знаний для принятия верного решения при выборе товаров.
Становится очевидным, что наряду с правительствами стран, проблемы экологически ориентированного и устойчивого производства и потребления должны решать органы по добровольной экологической сертификации и программы экомаркировок. Роль международной кооперации между национальными программами экомаркировок стала темой завершающей панельной дискуссии. Среди выводов по итогам обсуждения прозвучали все те важнейшие принципы развития всех систем экомаркировок –международное сотрудничество, гармонизация критериев экологической безопасности, преодоления политических барьеров в решении глобальных проблем.