В обсуждении приняли участие:
представители государственных органов — Федеральной службы по аккредитации (ФСА), Росприроднадзора, Росстандарта,
операторы экомаркировок — Экологический союз и Роскачество,
производители бытовой химии и косметики — Levrana,
представители сообщества блогеров.
В рамках круглого стола участники подняли следующие вопросы:
недобросовестные экозаявления производителей,
отсутствие единого стандарта для натуральной бытовой химии,
методы тестирования бытовой химии.
Юлия Грачева выступила с докладом об инструменте экологической маркировки на примере отечественной маркировки «Листок жизни». Докладчица рассказала об уникальности стандартов и процедур добровольной системы сертификации:
«Стандарты разрабатываются экспертами-экологами на основе международных данных, с участием отрасли. Их требования выше, чем нормы законодательства. Критерии оценивают эффективность средств, токсичность, биоразлагаемость, перерабатываемость упаковки. В отличие от недавно принятого ГОСТ для экологичной бытовой химии, «Листок жизни» полностью исключает фосфаты, вызывающие эвтрофикацию водоемов, и предъявляет требования к упаковке в части ее перерабатываемости.
Процедура сертификации — открытая и независимая. Аудит проводят квалифицированные эксперты. Вся документация — стандарты и информация о выданных сертификатах — публична. Сертифицированные компании получают не только знак, но и поддержку в продвижении».
Спикер также затронула проблему гринвошинга.
Результатом круглого стола стала организация взаимодействия между палатами и активными гражданами, включая блогеров. Помимо этого, была составлена резолюция с предложениями от участников. Экологический союз предложил внести изменения в законодательство и систему контроля, чтобы не допускать гринвошинг, и ввести дополнительные стимулы для развития добросовестных систем добровольной экологической.
Экологический союз продолжает системную работу по развитию ответственного производства и потребления в России.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ В РЕЗОЛЮЦИЮ КРУГЛОГО СТОЛА
-
ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И БАРЬЕРЫ
1.1 Наличие значительных барьеров в сфере технического регулирования, затрудняющих развитие добровольной экологической сертификации как эффективного инструмента снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, повышения социально-экологической ответственности бизнеса и увеличения производства и потребления экопродукции.
1.2 Отсутствие надлежащих механизмов противодействия гринвошингу (экологической спекуляции). Текущая система регулирования не препятствует использованию терминов «эко», «био», «органик» и др. на товарах бытовой химии без соответствующих оснований, что приводит к введению потребителей в заблуждение, формированию недобросовестной конкуренции и недооценке добросовестных экологических стандартов.
1.3 Усиление тенденции к монополизации добровольной экосертификации со стороны государства за счёт внедрения единых государственных стандартов без достаточной гибкости. В результате возникают риски ограничения маркетинговых возможностей для производителей, добивающихся более высоких показателей экологичности.
1.4 Высокая неопределенность в государственной политике в области технического регулирования, препятствующая развитию добросовестных и независимых систем добровольной сертификации.
-
ПРЕДЛАГАЕМЫЕ МЕРЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
2.1 Усилить государственные меры противодействия гринвошингу (псевдосертификаты, выданные неаккредитованными органами по сертификации):
2.1.1 Уточнить в статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» определение органа по сертификации, указав, что аккредитация является обязательным требованием для органов по сертификации, осуществляющих деятельность как в сфере обязательной, так и добровольной сертификации.
2.1.2 Дополнить комментарий к статье 5 пункту 5 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», разъяснив, что принцип добровольности не может трактоваться как освобождение органов по сертификации, действующих в рамках Систем добровольной сертификации (СДС), от обязанности прохождения аккредитации. Принцип добровольности применяется исключительно при условии соблюдения требований, установленных соответствующими нормативными правовыми актами (в частности, для СДС – Федеральным законом № 184-ФЗ).
2.1.3 Внести изменения в Постановление Правительства РФ от 23.01.2004 № 32 «О регистрации и размере платы за регистрацию системы добровольной сертификации», дополнив требования к составу участников системы добровольной сертификации положением об обязательности аккредитации органов по сертификации.
2.1.4 В целях повышения эффективности контроля в сфере добровольной сертификации законодательно закрепить за Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) или иной уполномоченной структурой при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации полномочия по:
выявлению неаккредитованных органов по сертификации, действующих в рамках СДС.
пресечению их незаконной деятельности,
применению мер ответственности в установленном порядке.
(В настоящее время функции в сфере технического регулирования осуществляются Росстандартом и Минпромторгом России, однако данные ведомства не наделены полномочиями по принятию мер в отношении неаккредитованных органов по сертификации, действующих в рамках СДС. В сложившейся практике заинтересованным лицам рекомендуется обращаться в судебные инстанции для разрешения соответствующих споров.)
2.2 Усилить государственные меры противодействия гринвошингу (общие необоснованные заявления):
2.2.1 Законодательно урегулировать использование терминов «эко», «экологичный» и производных от них для товаров бытовой химии и косметики, запретив применение этих терминов без подтверждённой сертификации третьей стороной.
2.2.2 Обеспечить государственный контроль (в том числе в рамках законодательства о защите прав потребителей) за соблюдением правил маркировки продукции и привлечением к ответственности за необоснованные экологические заявления.
2.3 Ввести дополнительные стимулы для развития добросовестных систем добровольной экологической сертификации, в том числе:
2.3.1 Создание реестра и системы валидации для добросовестных систем добровольной экологической сертификации (в том числе негосударственных для развития конкуренции в целях повышения качества инструмента экосертификации) и сертифицированных в рамках этих систем товаров.
2.3.2 Расширение критериев «зелёных» государственных закупок (включить соответствие стандартам добровольной экосертификации в список требований, а также обеспечить корректировку антимонопольного регулирования в сфере «зелёных» закупок).
2.3.3 Просветительская деятельность для повышения экологической грамотности потребителей, включая социальную рекламу, продвижение ответственного потребления и признанных систем добровольной экосертификации.
2.3.4 Финансовая поддержка держателей экологических сертификатов через механизмы субсидирования (компенсации затрат на сертификацию), льготное кредитование в рамках программ Минпромторга и прочие формы государственной поддержки.
2.3.5 Содействие добросовестной конкуренции среди экомаркировок и стандартов для обеспечения более широких возможностей выбора для производителей и потребителей.
-
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация перечисленных мер позволит:
обеспечить прозрачное и гибкое правовое поле для независимой добровольной экологической сертификации,
стимулировать выпуск и потребление добросовестной экопродукции,
поддержать экоответственных производителей и повысить доверие к экологическим стандартам,
минимизировать вред окружающей среде за счёт снижения объёмов гринвошинга и ложных «эко»-заявлений,
способствовать росту инвестиций в «зелёные» технологии и развитию экологичного рынка в целом.