24.04.2018

Студенты узнали о жизненном цикле экотовара

Экологический союз рассказал студентам о значении жизненного цикла продукта

В этом месяце Экологический союз провел лекцию у студентов первого курса магистратуры направления экологической безопасности и устойчивого развития регионов (Институт наук о Земле, СПбГУ). Будущие экологи узнали больше о значении жизненного цикла продукта, требованиях экостандартов и экомаркировке.

Ведущий эксперт Экологического союза Анастасия Морозова начала свою лекцию с объяснения понятия жизненного цикла (ЖЦ) продукта. Это последовательные и взаимосвязанные стадии от приобретения или производства из природных ресурсов или сырья до окончательного размещения в окружающей среде. Оценка ЖЦ позволяет узнать о возможных негативных воздействиях продукта на на каждом из этапов исследования. И те стадии, на которых эта нагрузка окажется наиболее серьезной — называются критическими точками. Например, если продукт содержит опасные компоненты и вещества, его упаковку невозможно переработать или при производстве продукта образуется большое количество отходов.

                                       

Если продукт безопасен для человека и окружающей среды на всех стадиях жизненного цикла — его можно по праву считать экологичным. Подтверждением того, что товар был оценен соответствующим образом, является наличие экомаркировки I типа. Экомаркировки I типа работают по принципам международного стандарта ISO 14024 (или его российской версии ГОСТ Р ИСО 14024). Среди наиболее успешных и развитых программ экомаркировок I типа выделяются Голубой ангел (The Blue Angel)  — Германия, Северный лебедь (Nordic Swan) — Страны Северной Европы, Европейский цветок (EU Ecolabel) — Европейский союз. Также в этом списке есть и «Листок жизни» – российская программа экомаркировки, признанная на международном уровне Всемирной ассоциацией экомаркировки (GEN) наравне с вышеперечисленными программами.

В ходе лекции эксперт также обратила внимание слушателей на разработку экостандартов. Это необходимый элемент системы экосертификации, который позволяет учесть все важные моменты при производстве определенной категории продуктов. Экологи собирают информацию, работают с нормативными документами, проводят оценку ЖЦ, представляют проект на общественную оценку и в конце концов публикуют окончательную версию стандарта.

По окончании лекции Анастасия Морозов предложила магистрантам выполнить практическое задание. Студентам было необходимо изучить жизненный цикл продукта (телефон, средство для мытья посуды или яблочный сок), определить критические точки и по возможности предложить требования и методы оценки.

«Мы закрепили изучение темы жизненного цикла продукта. Ребята с заданием справились хорошо. Приятно видеть такой интерес к теме экологической безопасности экотоваров», — отметила Анастасия Морозова.

 

IMG_7472_port_s_2_3 Юлия Грачева, к.б.н., директор НП «Экологический союз», член совета директоров Всемирной ассоциации экомаркировки (GEN), руководитель органа по сертификации системы «Листок жизни»:
«Мы никогда не отказываемся от взаимодействия с научным и образовательным сообществом. Именно отсюда «растут ноги» всех исследований, которые ложатся в основу стандартов экологической безопасности, и именно здесь рождаются те специалисты, которые эти исследования проводят. Среди сотрудников Экологического союза 8 выпускников Санкт-Петербургского Государственного Университета, по специальности «Экология» и «Экологический менеджмент и экологическая безопасность».

Наше взаимодействие с СПБГУ это:
— регулярное прохождение практики бакалаврами и магистрами в Экологическом союзе;
— участие наших экспертов в деятельности аттестационных комиссий при защитах студентов кафедры Экологической безопасности и устойчивого развития регионов;
— регулярное чтение лекций студентам на тему оценки жизненного цикла, экомаркировки, устойчивого производства и потребления.

Верю, что такое плотное сотрудничество способствует тому, что больше выпускников получат знания в области экологически безопасного производства и его оценки, и начнут применять их на практике в своей профессиональной деятельности.»