Проблема отходов в России растет с каждым годом. Если ситуация с отходами не изменится, в 2024 году в трети регионов России закончится место на свалках. Одним из решений этой проблемы может стать переход к экономике замкнутого цикла. Уже сейчас ответственный бизнес переходит к политике более ответственного потребления.
Коллабораций, которые направлены на возвращение в производственный цикл упаковки товаров и самой продукции после завершения срока службы, становится все больше.
Этой теме была посвящена вторая встреча, организованная Экологическим союзом и WWF* России, для специалистов из ритейла и производственных компаний. Эксперты обсудили практики, которые отвечают принципам экономики замкнутого цикла. Тема встречи — «Коллаборации в ритейле в пользу экономики замкнутого цикла».
Евгения Кузнецова, руководитель органа по сертификации «Экологический союз», и Михаил Бабенко, приглашенный эксперт от WWF* России, предложили участникам оценить, какие меры хорошо работают на масштабирование инициатив и с какими вызовами сталкиваются компании при развитии своих проектов, а также, что нужно, чтобы таких проектов становилось больше по всей стране.
О результатах, сложностях и решениях для успешного развития проектов рассказали ритейлеры и бренды.
Ольга Пентелькина, руководитель проекта по сбору и переработке мебели в ИКЕА, продемонстрировала, как компания работает с потребителями, чтобы увеличить срок службы мебели, например, с помощи химчистки и ремонта.
Если же мебель не пригодна к дальнейшему использованию, потребитель может сдать ее на переработку. Часть используется для производства щепы, которая позже станет основой для производства ДСП. Благодаря проекту, 2500 м³ мебели получили возможность стать ресурсом для производства мебели ИКЕА.
Светлана Чекалина, руководитель направления по устойчивому развитию группа «М.Видео-Эльдорадо», рассказала, что за время существования проекта по утилизации техники компании удалось собрать и отправить на переработку более 20 тонн батареек (это около миллиона штук) и 830 тонн техники.
Опытом развития сети фандоматов в кооперации с торговыми сетями рассказала Елена Михайлова, начальник отдела исследований и разработок упаковки компании Unilever. С 2019 года удалось собрать 70 542 бутылок и флаконов собрано через фандоматы «Domestos» и «Чистая Линия». Их переработка позволила сэкономить 117 МВт электричества, 8 817 литров нефти и 78 м2 территории размещения отходов.
Помимо работы, связанной с упаковкой и конечной продукцией, ритейл и производители могут сэкономить количество ресурсов и снизить объем отходов за счет оборотной транспортной тары. О том, как можно увеличить число циклов использования паллет для доставки продукции в магазины рассказала Юлия Рожкова, менеджер по маркетингу в CHEP, на примере сотрудничества с компаниями Henkel и SELGROS.
С одной стороны, эксперты отметили, что тема снижения воздействия на окружающую среду все больше находит отклик среди конечного потребителя, с другой стороны для масштабирования проектов в пользу экономики замкнутого цикла требуется меры государственной поддержки и широкое экологическое просвещение, как покупателей, так и бизнеса.
В поддержку такого вывода также высказались участники встречи – представители компаний «Таркетт», «Биомикрогели» (бренд Wonder Lab), Центра научно-технической экспертизы.
Подробнее – в видеозаписи круглого стола.
Материалы круглого стола:
Презентация Ольги Пентелькиной, руководителя проекта по сбору и переработке мебели в ИКЕА «Сервис по приему мебели на переработку»
Презентация Светланы Чекалиной, руководитель направления по устойчивому развитию группа «М.Видео-Эльдорадо»: «НЕ СВАЛИВАЙ НА ПРИРОДУ: Правильная утилизация бытовой техники, электроники и батареек»
Презентация Елены Михайловой, начальника отдела исследований и разработок упаковки компании Unilever «ОТВЕТСТВЕННАЯ УПАКОВКА. ПРИМЕРЫ UNILEVER»
Презентация Юлия Рожковой, менеджера по маркетингу в CHEP «Коллаборации в ритейле в пользу экономики замкнутого цикла»
*внесен в реестр иностранных агентов.