29.04.2019

Создан Клуб лицензиатов экомаркировки «Листок жизни»

Экологический союз инициировал создание Клуба лицензиатов экомаркировки «Листок жизни». Идею поддержали компании-обладатели «Листка жизни». Первая встреча резидентов прошла в конце марта этого года в Санкт-Петербурге в рамках международного форума «Экология большого города».

Точки интереса: ресурсосбережение, маркетинг, тренды

Основной мотив создания Клуба – обмен успешным опытом между сертифицированными компаниями и создание коллабораций для поиска решений на вызовы рынка.

Опрос представителей компаний-обладателей экомаркировки показал, что наиболее интересные задачи для совместной работы это:

— обмен успешными экологическими практиками в производстве и управлении: внедрение экостандартов и программ по ресурсосбережению,

— обмен успешным опытом в сфере маркетинга,

— реализация совместных проектов по экологическому просвещению потребителей, стимулированию спроса на продукцию с экомаркировками, инициатив по борьбе с гринвошингом,

— мониторинг и оценка глобальных и локальных экологических трендов.

Кто резиденты?

В первой встрече Клуба приняли участие компании из разных отраслей. Среди них производители DIY товаров и высокотехнологичной продукции – «Таркетт», «профайн РУС», «Северные окна», «Технониколь», «Акзо Нобель», «Рогнеда», «Хевел», а также производители товаров повседневного спроса (FMCG) – Splat, экоферма «Алеховщина» и «Агроном-сад».

Встреча состояла из установочной, производственной и маркетинговой сессий. В ходе установочной сессии директор Экологического союза Юлия Грачева рассказала о целях и идее создания Клуба. Участники познакомились с обзором экологических трендов на потребительском рынке, в который вошли исследования спроса на экотовары, а также анализ спроса на экосертификацию.

Обмен опытом по ключевым направлениям

Компании поделились своим опытом по внедрению экостандартов «Листок жизни» и практиками по снижению удельных показателей производств – сбросов, выбросов, отходов. После чего разобрали успешные кейсы по экомаркетингу.

В обсуждении участвовали экологи, специалисты по сертификации, представители маркетинга, PR и отдела продаж. Совместная работа экспертов от производства и маркетинга позволила участниками лучше понять работу друг друга и роль экостандартов, сертификации и экомаркировки.

Сессия по производству

Так, в рамках производственной сессии Евгения Кузнецова, заместитель руководителя органа по сертификации системы «Листок жизни», представила обзор результатов, проблем и решений в процессе внедрения компаниями экостандартов «Листок жизни».

Один из ярких примеров улучшения экологических показателей у сертифицированных предприятий – это повышение процента переработки производственных отходов. Так, у ряда компаний только за полгода внедрения стандарта объемы перерабатываемых отходов повышаются на 20-30%. Виктория Пустовойт, специалист по сертификации Splat, отметила в своем выступлении, что компания за время внедрения экостандарта достигла 85% переработки производственных отходов.

При этом обсуждение показало, что российские компании периодически сталкиваются с трудностями в поиске лицензированных полигонов для размещения отходов в регионах, а также подрядчиков по сбору вторичного сырья, принимающих маленькие объемы, или отдельные виды сырья. Практики по работе с отходами вызвали наибольший интерес среди участников встречи.

Обзор кейсов по маркетингу

Обмен опытом по использованию экомаркировки в продвижении бренда продемонстрировал, что все лицензиаты применяют экомаркировку и экологические преимущества в маркетинге и PR по-разному. Поэтому Клуб станет эффективной площадкой для обмена нестандартными кейсами.

Директор по маркетингу компании «Таркетт», Татьяна Кузнецова, поделилась 10-летним опытом позиционирования сертифицированной продукции и экомаркировки, в том числе в ритейле. После получения экомаркировки производитель провел масштабный «зеленый» ребрендинг, чтобы покупатели могли получить максимум информации об экологичности продукции.

Менеджер по PR компании «профайн РУС», Мария Карпейкина, познакомила коллег с кейсом по включению экомаркировки в обучающие программы для дилеров. Интересно, что на тренингах также рассказывается о гринвошинге.

Тимур Усманов из департамента по продажам «Акзо Нобель Декор» рассказал о реализации продукции с экомаркировкой в рамках проекта энергоэффективного здания, претендующего на сертификат LEED.

Специалисты Экологического союза дополнили коллег, показав обзор собственных кейсов, а также проектов лицензиатов, ритейла и зарубежных программ экомаркировок, посвященных экологическому маркетингу и просвещению.

Такой марафон кейсов вдохновил компании на совместные инициативы по просвещению покупателей. Для более активного применения экомаркировки в коммуникациях с покупателями и бизнесом появилась идея провести чемпионат кейсов среди резидентов Клуба.

Как будет работать Клуб?

Планируется, что встречи Клуба будут проводиться ежегодно. Также будут формироваться инициативные группы по вопросам развития экопросвещения, борьбе с гринвошингом, продвижения экологических критериев на уровне национального законодательства. Кроме того, Клуб будет работать в формате онлайн. Запущена закрытая группа Клуба в Facebook, где резиденты смогут обсуждать актуальные вопросы. Также среди каналов коммуникаций – вебинары и специализированные e-mail рассылки.

По мнению основателя и председателя правления Экологического союза Семена Гордышевского, Клуб – логичный результат развития рынка:

«Наряду с развитием рынка экопродукции идет консолидация и кооперация его участников. Этот процесс содействует внедрению в практику потребления экостандартов. Мы видим, что пока для покупателя важна экологичность как критерий безопасности для здоровья.  Для того, чтобы экологичность стала синонимом сохранения природы, необходимо более широкое экологическое просвещение, внедрение идей и практик циркулярной экономики. Думаю, Клуб поможет ускорить этот процесс».