20.11.2010

Итоги семинара «Экомаркировка как эффективный инструмент достижения успеха»

Cюжет о семинаре «Экомаркировка как эффективный инструмент достижения успеха» в телепрограмме «Живая земля» 18 ноября 2010 года в 07:15 в выпуске программы «Живая земля» в эфире Ленинградского Областного Телевидения (ЛОТ).

В современном мире уже никому не нужно доказывать необходимость заботы о природе. Поэтому сегодня люди хотят видеть на рынке не только безопасные, здоровые продукты питания и качественные товары, но и знать, что их каждодневный выбор не скажется негативно на окружающей среде. Как потребители могут быть уверены в соответствии приобретаемого товара своим ожиданиям? На этот вопрос отвечали участники семинара «Экомаркировка как эффективный инструмент достижения успеха», прошедшего в Санкт-Петербурге в рамках выставки «Экология и здоровье человека» 16 ноября 2010 г.

 

Организаторами семинара выступили Информационное бюро Совета Министров Северных Стран в Санкт-Петербурге и НП «Санкт-Петербургский Экологический союз» (СПбЭС). В числе спикеров на семинаре присутствовали представители органов по экологической сертификации, экологически ответственного бизнеса и правительственных организаций.

 

Приветственным словом семинар открыл председатель правления СПбЭС Семен Михайлович Гордышевский. Семен Михайлович поднял вопрос о том, насколько актуально в нашей стране, где есть огромный потенциал для развития эко-рынка товаров и услуг, развитие экологически ответственного бизнеса. Задачей докладчиков семинара было рассказать производителям об экологической сертификации, ее преимуществах и трудностях.

 

Юлия Александровна Грачева, директор по развитию Санкт-Петербургского Экологического союза, представила слушателям ситуацию с экологической маркировкой в мире: «Маркировка прочно заняла свое место на рынках многих стран и является эффективным инструментом, позволяющим экологически ответственным производителям выделять свою продукцию, а потребителям – делать осознанный выбор в пользу таких товаров».

 

Семинар явился одним из мероприятий проекта «Экологическая маркировка в странах Балтии и на Северо-Западе России, как вклад в развитие экологического сознания потребителей и производителей, на примере «Северного лебедя», финансируемого Советом Министров Северных стран. В рамках проекта проводился также социологический опрос, целью которого было выяснить, насколько коммерческие компании знакомы с различными экомаркировками и процедурами сертификации. О результатах опроса рассказала Алла Нильсен – советник Информационного бюро Совета Министров Северных стран. Так, согласно полученным данным, наиболее узнаваемыми оказались экомаркировки «Северный лебедь», «Европейский цветок» и «Голубой ангел». А из вовлеченных в исследование стран наиболее осведомленными оказались компании Латвии, наименее – Северо-Запада России.

 

Бьерн-Эрик Лённ, координатор экомаркировки «Северный лебедь», подробно рассказал о процессе сертификации и присвоении экомаркировки «Северный лебедь» Первую часть семинара завершила докладом о Санкт-Петербургском Экологическом союзе и российской экомаркировке «Листок жизни» директор СПбЭС. Инна Валерьевна Анисимова рассказала о международном признании «Листка жизни», о прозрачной и объективной процедуре сертификации и о преимуществах, которые получают экомаркированные компании. Отдельной темой был представлен ряд проектов СПбЭС, в которых пригласили принять участие заинтересованных лиц. Информацию о проектах «Эко-гостиница», «Эко-офис», «Эко-PR», «Эко-продукты в магазинах Санкт-Петербурга и Москвы» и Органик сертификация, можно найти в соответствующих разделах на сайте ecounion.ru

 

Вторая часть семинара была направлена на знакомство с примерами успешного продвижения экомаркированных товаров и услуг из бизнес — практики. Светлана Сильвеннойнен, координатор проекта по сертификации усадьбы «Путикон Хови» в Финляндии, рассказала о том, почему усадьба, первая среди объектов сельского туризма в Северных странах, получила экологическую маркировку «Северный лебедь». Отличительные признаки эко-отеля, как рассказала Светлана, заключаются в предложении высококачественных услуг и одновременно заботе о природе – сбережении ресурсов, использовании экомаркированной продукции в отеле, правильном обращении с отходами.

 

Российский пример экомаркированного продукта – линолеум «Таркетт». Почему виниловые напольные покрытия получили экомаркировку «Листок жизни», объяснила инженер-эколог компании «Таркетт» Татьяна Новинская. Грамотная экологическая политика, система управления качеством сырья и работа с персоналом позволили компании получить высокие оценки во время процедуры сертификации. Сейчас использование экомаркировки является важной частью маркетинговой политики компании и позволяет опровергнуть необоснованные заявления о неэкологичности линолеума.

 

К сожалению, многие предприятия, осознавая важность и преимущества экомаркирования, отказываются от сертификации по экономическим причинам. Для таких компаний существует государственная программа поддержки, о которой рассказала Анастасия Ивановна Щербина – специалист Агентства по развитию малого бизнеса. Возмещение 50 % от общей суммы затрат, связанных с прохождением обязательной или добровольной сертификации товаров и услуг, может явиться хорошим подспорьем для малых предприятий, и несомненно, эта программа заслуживает внимания.

 

Завершила семинар директор по связям с общественностью Санкт-Петербургского Экологического союза Наталья Эдуардовна Галечьян с докладом о механизмах и принципах экологического маркетинга и PR. Наталья призвала компании не заниматься «гринвошингом», или созданием ложного «зеленого» имиджа в глазах общественности, а применять принципы честного маркетинга, основанные на грамотной подаче достоверной информации и продукте и производстве.

 

Подводя итоги мероприятия, стоит отметить большое количество вопросов к спикерам во время дискуссии. А это, в первую очередь, означает, наличие заинтересованности и желания развиваться в этом направлении. Российский бизнес не всегда видит преимущества экомаркированной продукции и услуг. А отсутствие поддержки государства и единой системы стандартов усугубляют ситуацию. Но, несмотря на это, рынок эко-товаров все-таки растет. В сложившихся условиях первые компании, решающие выпускать эко-продукцию, с одной стороны, получат преимущество, не встречая конкурентов на отечественном рынке, а с другой стороны, столкнутся с возможными трудностями в поиске рынка сбыта. Но, как показывает опыт России и Европы, потребитель быстро привыкает к качественному продукту, стимулируя дальнейшее развития эко-ниши.

 

Презентации семинара