24.11.2011

«Зеленый» имидж бизнеса. Эпоха ответственных компаний» Пост релиз конференции

17 ноября 2011 года представители гостиниц, офисов и бизнес-центров собрались в отеле «Коринтия Санкт-Петербург» на международной экологической конференции «Зеленый» имидж бизнеса. Эпоха ответственных компаний» для того, чтобы найти путь для решения проблем селективного сбора.

Мероприятие было организовано газетой The St.-Petersburg Times и НП «Экологический Союз» при поддержке отеля «Коринтия Санкт-Петербург» и Совета по экологическому строительству RuGBC, и приурочено к 20-летию Экологического Союза.

Открыл конференцию вступительным словом Александр Слуцкий, представитель отдела учета и контроля за обращением с отходами Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга.

 

Мировые тенденции в деле обращения с отходами обозначил С.М. Гордышевский, председатель правления Экологического Союза. Существующая схема «добыча ресурсов — производство товаров — потребление — отходы» ведет к истощению и загрязнению экосистемы. Семен Михайлович отметил необходимость перехода от товарной к эко-экономике и следования формуле осознанного потребления: сокращение потребления, повторное использование и переработка. «Проблему твердых бытовых отходов нужно решать как можно скорее и не за счет сжигания и захоронения, а путем реконструкции и строительства новых мусороперерабатывающих заводов».

Наиболее благоприятной средой для реализации идеи раздельного сбора отходов являются офис и гостиница. «Сортировка отходов особенно актуальна для тех компаний, которые переводят свои офисы и гостиницы в «зеленый» формат» — отметила Инна Анисимова, директор Экологического союза, в своем докладе об опыте проектов “эко-офис” и “эко-гостиница”. Лимиты образования отходов, их мониторинг, грамотное обращение с опасными отходами составляют половину всех требований по сертификации, которым должна соответствовать компания.

Специальный гость из финского отделения экомаркировки «Северный лебедь», Анти Лехмускоски, рассказал о развитии эко-сертификации отелей в Северных странах, где на сегодняшний день уже просертифицировано более 400 отелей, и спрос на подобную услугу с каждым годом становится все больше. Рассказала об опыте зарубежных эко-отелей и Наталья Галечьян, директор по связям с общественностью Экологического союза: «во многих европейских отелях сортировка отходов осуществляется уже от 15 до 22 фракций, часть процесса обращения с отходами автоматизирована, используется упаковка из вторсырья, а некоторые отели не используют одноразовую упаковку с середины 90-х годов. Распространена практика использования органических отходов для производства биогаза. Например, Grand Hotel в Стокгольме является крупнейшим поставщиком биологических отходов в городе. В сети отелей Scandic существуют «счетчики отходов», позволяющие оценить уровень образующихся отходов в зависимости от типа гостей и событий, что позволяет научиться принимать вовремя соответствующие меры».

 

Инициатором проведения конференции является отель «Коринтия Санкт-Петербург», который особенно заинтересован в эффективной организации сортировки отходов на территории своего отеля в связи с тем, что в данный момент они проходят эко-сертификацию «Листок жизни». Наталья Усова, начальник Номерного Фонда рассказала о «зеленых» инициативах отеля, которые уже реализованы: регулировка отопления в номерах, использование энергосберегающих ламп и безопасных хладагентов, не разрушающих озоновый слой, оборотной тары, и биоразлагаемой упаковки, введение специальной программы по замене белья. Среди планов отеля: внедрение пресса для отходов, установка емкостей для сбора отходов, аккумуляторов и батареек.

Раздельный сбор отходов – одно из текущих направлений компании «ПрайсвотерхаусКуперс», как сообщила Наталья Алексеева, старший менеджер по оперативному управлению офисом и развитию бизнеса. В октябре 2011 г. офис в Краснодаре получил сертификат «Эко-офис. Листок жизни». Во всех наших офисах внедряются экологические стандарты: использование бумаги из вторсырья или со знаком FSC, предпочтение эко-маркированных услуг и эко-поставщиков, проведение обучающих тренингов для сотрудников. Внедрена программа «Шаг за шагом», включающая электронный документооборот, электронную подписку на периодику, предоставление материалов мероприятий в электронном виде. Также используется двусторонняя печать и система печати по карточкам, позволяющая снизить расход бумаги примерно на 12 %, осуществляется сбор конфиденциальной информации для отправки на переработку.

«Около 80 % всех отходов, образующихся в бизнес-центрах и офисах, составляет макулатура. Ее сбор для последующей отправки на переработку может существенно сэкономить бюджет компании. Основные трудности возникают в связи с ограниченными возможностями по складированию» – отметил Александр Степанов, руководитель службы управления недвижимостью ОАО «БТК девелопмент». Бизнес-центр компании «Боллоев» в прошлом году стал одним из победителей в эко-конкурсе «GreenAwards»

«Отчасти, с этой проблемой помогают справиться компактные прессы для макулатуры, которые позволяют уменьшать объемы и таким образом снижать площади для хранения до 10 раз»,- утверждает Алексей Шкадов, руководитель проекта «PRESSMAX». В качестве подтверждающего положительного примера можно привести опыт Hotel W, в котором используется пресс-машина для картона. Отель также сортирует стеклотару и осуществляет сбор отработанных аккумуляторов и батареек.

Но, конечно, проблемы не только в хранении. На рынке Северо-запада отсутствуют операторы, готовые забирать макулатуру и сортированные отходы в малых объемах, утверждали практически все присутствующие на конференции.

Действительно, проведя анализ рынка в Северо-Западном регионе эксперт общественного движения «Мусора.Больше.Нет» Тарабукин Федор подтвердил эти данные: «уже работающих комплексных предложений по вывозу раздельно собранных отходов на рынке Санкт-Петербурга пока нет». Однако, ОАО «Автопарк №1 «Спецтранс» предлагает свою программу раздельного сбора отходов: деление на «влажную органическую» и «сухую»/«чистую» фракции, предоставляя при этом свои контейнеры. «Сухие» отходы вывозятся по сниженным тарифам: размер оплаты определяется на договорной основе и зависит от ряда факторов (чистота, объем, состав отходов).

По оценке Федора Тарабукина для «крупных» переработчиков потенциальные объемы от гостиниц и бизнес-центров слишком малы из-за высоких издержек на обслуживание, либо у них отсутствует малотонажный транспорт для вывоза из центра города. «В результате образуется замкнутый круг. C одной стороны нет спроса на вывоз раздельного сбора отходов: гостиницы не начинают сортировать отходы, так как нет предложения от переработчиков с внятными ценами на вывоз. С другой стороны нет предложения на вывоз сортированных отходов: переработчики не знают объемов вторсырья в гостиницах и бизнес-центрах, поэтому не могут просчитать логистику и назвать цены».

Сейчас на рынке Санкт-Петербурга начинают появляться уникальные предложения. Ольга Мальцева, руководитель ООО «Гринландия», презентовала экологическую программу по воспитанию бизнеса «Спасибо за деревья», сделав уникальное предложение для компаний по вывозу макулатуры от 15 кг для последующей сдачи на вторичную переработку. Успешным опытом налаживания эффективной схемы работы с офисами и бизнес-центрами в сфере отходов в Москве поделился Антон Кузнецов, руководитель ООО «Сфера Экологии»: «комплексность подхода позволяет оптимизировать процесс утилизации и достичь максимальной экономической и экологической эффективности, что не только снизит стоимость этой услуги на 20 – 50%, но и повысит имидж компании».

Актуальные вопросы об особенностях статуса и перехода права собственности на отходы в сфере гостиничного бизнеса и при арендных правоотношениях раскрыла Ольга Фадеева, юрист компании «Бейкер и Макензи». К важнейшим нерешенным проблемам Ольга отнесла совершенствование нормативно-правовой базы и законодательного регулирования.

В завершении конференции управляющий партнер зеленого агентства GreenUp Екатерина Евдокимова представила возможные модели обращения с отходами в непосредственной связи с имиджем и финансами компаний, а также экологией города в целом. Возможные пути решения: прессование отдельных фракций, выстраивание логистики, самостоятельный вывоз вторсырья, вывоз пластика и стекла за счет макулатуры.

Выгода селективного сбора отходов очевидна: денежная экономия за счет прессования и исключения вторсырья из вывозимых отходов. Главная задача на данный момент – объединить интересы перевозчиков, гостиниц и бизнес-центров.

На самом мероприятии также поддерживались «зеленые» традиции и был организован раздельный сбор отходов, участники имели возможность привезти и сдать на переработку макулатуру и отработанные батарейки.


Коллектив Экологического Союза выражает свою признательность со-организатору конференции отелю «Коринтия Санкт-Петербург» за помощь в подготовке и возможность проведения мероприятия в конференц-зале отеля.