06.05.2013 Санкт-Петербург

Всероссийская конференция «Органическое сельское хозяйство – новая экономика российского села»

Экологический союз вошел в число экспертов I Съезда по развитию рынка экологически чистых фермерских продуктов и Всероссийской конференции «Органическое сельское хозяйство – новая экономика российского села», прошедших в конце апреля этого года. Подробнее о мероприятиях читайте в отчетных материалах.

 

Мнение

Юлия ГРАЧЕВА, Директор НП «Экологический союз»


I Съезд по развитию рынка экологически чистых фермерских продуктов, Москва

«В Москве доля фермерской продукции – всего 3% в общем объеме реализуемого продовольствия. В мировых мегаполисах — 25%».

Подробннее читайте в отчете «Лавки Лавки»

— I Съезд фермеров собрал участников российского рынка экопродукции из разных регионов страны. Приятно отметить, что в значительной степени это были производители.

Приняв участие в обсуждении докладов и выступив на круглом столе, посвященном органической сертификации, мы отметили актуальность все той же проблемы (которую обозначали многие фермеры и ритейлеры на мероприятиях Ecofood в С-Петербурге) — путаницы в понятиях фермерской, натуральной, экологической, органической продукции. Нам показалось, что во многом эту путаницу сознательно поддерживают участники рынка, уходя от вопроса экологичности продукции к поддержке фермеров.

Безусловно, поддержка фермеров и развитие местного производства пищевых продуктов очень важны, это основа государственной продовольственной безопасности. Однако мы, орган по сертификации, работающий на рынке более 10 лет, со всей ответственностью заявляем – нужны четкие стандарты и четкое определение, что же может называться экологичной продукцией и в чем ее отличие от обычной фермерской продукции. Стандарты органического сельского хозяйства уже приняты во многих странах мира – в Европе, США, Японии, Китае. Наличие процедуры сертификации — подтверждение соответствия экостандартам — позволяет потребителям делать осознанный выбор, а производителям органической продукции получать преференции на рынке.

Сторонники этого подхода собрались на круглом столе по экостандартам, который стал самым многочисленным и активным на Съезде. Фермеров интересовало, какие стандарты существуют на рынке, как пройти сертификацию, есть ли в России уполномоченные органы по сертификации и грамотные инспектора. Очень многим была полезна информация о том, что Экологический союз обладает штатом аккредитованных в Европе инспекторов (согласно директиве ЕС 834/07).

Фермер Иван Новичихин (ЕС 834/07, Краснодарский край), инспекции на полях которого проводили эксперты Экологического союза, отметил, что для него стимулом сертифицировать свою продукцию является высокий уровень доверия торговых представителей и покупателей к логотипу «Евролист». Как показал его опыт, продукцию, располагающую таким логотипом, не нужно рекламировать и объяснять покупателям, в чем ее преимущества. Она всегда востребована, в частности, в премиальном сегменте.

Еще один важный аспект, обсуждавшийся на круглом столе, — это выбор компетентного органа по сертификации. Сегодня в России нет ни одного аккредитованного в Европе органа по сертификации, который может выдавать соответствующий сертификат. Удобная схема — работа с Экологическим союзом, когда производитель обращается в российский орган по сертификации, инспекцию проводит российский инспектор, и подготовленный им отчет верифицируется Европейским органом по сертификации (ICEA) с выдачей полноценного сертификата. Дискуссия также показала, что стандарт «Листок жизни. Органик», разработанный Экологическим союзом, будет востребован на внутреннем рынке, так как он эквивалентен европейским органическим требованиям.

Безусловно, негативной тенденцией остается то, что в России практически отсутствует государственная поддержка фермеров, в том числе и производящих экологичную продукцию. Также остаются сложности в сбыте. По разным причинам пока не приходится рассматривать торговые сети и рестораны в качестве каналов сбыта экопродукции. Для сетей, рассчитанных на массового покупателя, основным приоритетом в приобретении продукции является цена (как можно дешевле) и ее срок годности (как можно больше). Ресторанам важна регулярность поставок, а также простая логистика (актуально и для сетей). Поэтому основными каналами сбыта для экофермеров остаются местные дистрибьюторы или интернет-проекты, такие, например, как «Лавка Лавка».

Всероссийская конференция «Органическое сельское хозяйство – новая экономика российского села», Москва

«Органическое сельское хозяйство в России в целом сформировалось как полноценная отдельная отрасль. Рынок органических продуктов стабильно растет, увеличивается количество сертифицированных производителей, количество наименований выпускаемой продукции, торговые площади, на этот рынок приходят крупные инвесторы, налаживается кооперация с торговыми сетями. Министерство сельского хозяйства РФ разрабатывает закон об органической продукции, он прошел первый этап межведомственных согласований.»

Подробнее читайте в отчете организаторов

— На наш взгляд, это первая конференция, организаторы и участники которой серьезно подняли вопрос о государственном регулировании органического сельского хозяйства в России, в том числе и вопросов сертификации. Экологический союз рассказал о своем сотрудничестве с ICEA, презентовал проект органического стандарта «Листок жизни», который будет проходить аккредитацию в Европе, и подписал открытое письмо президенту РФ по поддержке законодательных инициатив в сфере органического земледелия на уровне Администрации Президента.

Еще одной особенностью конференции стала площадка, на базе которой было организовано мероприятие, — Международная выставка «ЭкоГородЭкспо 2013». Отрадно, что подавляющее число представленных товаров на выставке были сертифицированными. Это и органическая косметика, и продукты питания, бытовая химия и другие товары с экомаркировками I типа — канадской «Экологический выбор», тайваньской «Зеленая марка», австралийской «Эковыбор». Аналог этих маркировок в России – экомаркировка «Листок жизни». Широкая представленность сертифицированных товаров на выставке говорит о том, что все больше производителей учитывают экологические требования и готовы это подтверждать авторитетными заявлениями в виде международных экомаркировок.