19.11.2013 РФ

Обсуждение третьей редакции Проекта Федерального закона «О производстве органической продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации»

В настоящее время Минсельхоз РФ ведет разработку федерального законопроекта об органическом сельском хозяйстве. Данный законопроект ущемляет интересы регионов и сводит на нет существующие успешные наработки. Вторая редакция законопроекта была опубликована 17 июля 2013 года на сайте Минсельхоза РФ и разослана на межведомственное согласование. На основе замечаний Министерств законопроект был доработан. Таким образом, это третья редакция законопроекта (Приложение 1). В планах Минсельхоза РФ внесение законопроекта в Государственную Думу в осеннюю сессию 2013 года.

Союз органического земледелия подготовил предложения по доработке третьей редакции закона. К этим предложениям присоединяется Экологический союз Санкт-Петербурга.

В законопроекте предлагается установить в России полный государственный контроль (надзор) за всеми процессами производства и оборота органической сельскохозяйственной продукции уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (предположительно Россельхознадзором).

Предложенная система контроля представляется нецелесообразной по ряду причин:

1) Такая система требует нецелесообразных финансовых затрат от государства и формирование отдельного штата сотрудников государственного органа исполнительной власти, осуществляющего контроль (надзор). В отличие от традиционного производства, где контролируется только конечный продукт, в органическом сельском хозяйстве контроль осуществляется на всех этапах жизненного цикла продукции (от поля до прилавка), что создает дополнительную нагрузку на проверяющий орган.
2) Запуск и функционирование такой системы требует от государства затрат на обучение и подготовку сотрудников органа, осуществляющего контроль (надзор). На данный момент обучение органическому сельскому хозяйству в России отсутствует, компетентных специалистов единицы. Необходимо создание и самой системы обучения сотрудников контролирующих органов.
3) Система государственного контроля непрозрачна, во многом субъективна.
4) Создается поле для коррупции.

Во всем мире успешно функционирует система контроля за органической продукцией с помощью независимых систем добровольной сертификации с прозрачными требованиями и методиками проверки. Государство лишь определяет общие правила игры и контролирует сертификаторов, ведет реестры сертифицирующих организаций. В такой модели нет места коррупции, она не требует финансовых затрат и увеличения штата госслужащих. За внедрение такой системы контроля качества выступает Союз органического земледелия.

Законопроект «О производстве органической продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» не корреспондирует с международными нормами, не признает международные требования к органической продукции. Это ведет к изоляции российского законодательства в сфере органического земледелия и его полной недееспособности на мировом рынке органической продукции, в то время как у России, по оценкам ФГУП «ВНИИ АГРОЭКОИНФОРМ», экспортный потенциал в сфере органической сельскохозяйственной продукции составляет 300-400 млдр рублей.

Законопроект «О производстве органической продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» разрабатывается без учета мнения профессионального сообщества, отраслевых союзов (ассоциаций), в документе отсутствует взаимосвязь с реальным положением дел в органическом сельском хозяйстве.

Выводы:

Реализация законопроекта «О производстве органической продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» на территории России потребует значительных нецелесообразных финансовых затрат от государства. Данный законопроект ущемляет интересы регионов, создает систему, которая существенно ограничивает развитие органического сельского хозяйства России. Законопроект способствует образованию благоприятной среды для коррупции и недобросовестной конкуренции.

Предложения:

Союз органического земледелия предлагает доработать законопроект с учетом следующих предложений:
1) Систему контроля за органической сельскохозяйственной продукцией представить в законопроекте следующим образом: государство аккредитовывает и контролирует системы добровольной сертификации органической сельскохозяйственной продукции, ведет реестр систем добровольной сертификации. Контроль (надзор) за органической сельскохозяйственной продукцией осуществляют аккредитованные системы добровольной сертификации, они же ведут реестры производителей такой продукции.
2) Расширить полномочия регионов.
3) Добавить в законопроект признание международных стандартов.
4) Добавить пункт о возможности профильных союзов (ассоциаций) принимать участие в разработке проектов нормативных правовых актов, целевых программ, методических рекомендаций в области развития органического сельскохозяйственного производства.
5) Параллельно с законопроектом принять национальный стандарт на органическую сельскохозяйственную продукцию и технический регламент на органическую сельскохозяйственную продукцию.

Исходя из вышеизложенного, просим Вас поручить комиссии по экологии и природопользованию Законодательного Собрания Ленинградской области провести экспертизу законопроекта «О производстве органической продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации», а также предложений Союза органического земледелия, и рассмотреть возможность инициации поправок в федеральный законопроект от Законодательного Собрания Ленинградской области.

Приложение 1. Законопроект «О производстве органической продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» (третья редакция от 20.09.2013).
Приложение 2. Правки Союза органического сельского хозяйства в законопроект «О производстве органической продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации».
Приложение 3. Обоснование необходимости развития в России органического сельского хозяйства.

Проект Федерального закона «О производстве органической продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» (pdf)