02.06.2016

Органическая сертификация по-американски

Экологический союз посетил презентацию Национальной органической программы Департамента сельского хозяйства США

26 мая 2016 года в Посольстве США в Москве прошла презентация Национальной органической программы  (НОП) Департамента сельского хозяйства США.  Докладчиком выступила Доктор Рухонг Гуо, Заместитель Администратора НОП.

image-30-05-16-03-29-2

Элеонора Иванова, глава московского представительства Экологического союза, побывала на мероприятии и отметила наиболее интересные моменты встречи:

Презентация НОП охватывала сразу несколько тем: начиная от момента создания самой программы и заканчивая вопросами аккредитации.  В самом начале была озвучена миссия НОП, которая состоит в обеспечении  интеграции  органической сертификации USDA во всем мире.  И, как отметила Доктор Гуо,  это работает, поскольку  USDA  заключены программы  равенства  с Канадой (2009 г.), Европейским Союзом (2012 г.), Японией и Кореей (2014 г.), Швейцарией (2015 г.) Программы признания подписаны с Индией, Израилем и Новой Зеландией.

Чтобы достичь таких результатов, потребовался долгий путь. До 1990 года в стране отсутствовали органические стандарты, не было доверия покупателей.  Поэтому в 1990 году Конгрессом был принят Акт о продукции органического происхождения, который стал основой для регулирования  производства органической продукции.  И только в 2002 году, то есть, спустя 12 лет после создания,  система органической сертификации USDA  стала работать эффективно.  Руководство и сотрудники Программы делают все, чтобы поддержать репутацию и высокую эффективность органических стандартов США.

В настоящее время по органическим стандартам USDA во всем мире сертифицировано более 30 тыс. предприятий и ферм в 120 странах, из них в США – 21 600.  С Программой работают более 75 сертификационных агентств по всему миру. В 2016 г. бюджет Программы составляет около 9 млн.долл.США.

Сотрудники Программы занимаются разработкой органических стандартов, содействуют имплементации органических торговых соглашений, занимаются рассмотрением жалоб (например, если несертифицированный фермер продает свою продукцию как сертифицированную).  Кроме того, Программа занимается процедурой аккредитации сертификационных агентств. Те из них, которые проходят процедуру аккредитации, имеют право проводить сертификацию по стандартам USDA.

По завершении презентации Доктор Гуо получила много вопросов. Часть из них касалась процедуры аккредитации (возможность прохождения, требования); а также, как Программа работает с местным органическим сообществом; есть ли случаи коррупции при проверке хозяйств на соответствие требованиям сертификации ; как убедить потребителей, что они должны доверять этой программе сертификации и так далее.

Отвечая на вопрос по аккредитации, Доктор Гуо пояснила, что это достаточно долгий процесс и дорогостоящий, все требования есть на сайте Программы.  Работа с органическим сообществом проходит в разных форматах: это и постоянные публикации на сайте, а также во время инспекций фермерских хозяйств.  Касаясь вопроса коррупции при проведении проверок хозяйств, Доктор Гуо сказала, что таких фактов не было.  При подготовке отчетов инспектор может высказать свое мнение, но решение принимается не им.

Очень важным был вопрос о том, как завоевать  доверие потребителей.  Доктор Гуо упомянула вначале, что сам процесс становления и эффективности работы программы USDA занял достаточно долгое время. Это была не только работа по подготовке стандартов, но и проведение образовательных программ для потребителей, работа со СМИ.  Важно было донести по потребителя, что этикетка USDA заключает в себе ценность, она подтверждает, что продукт действительно органик и производитель несет ответственность за товар.  Сейчас появилось слишком много этикеток, на которых написано,  «органик», «натуральный» и так далее, но за которыми нет ничего.  И потому ценность экомаркировки USDA в том, что за ней стоит продукт, произведенный в соответствии с требованиями процесса производства по стандартам USDA.

В целом встреча оказалась  полезной в плане представления практического опыта работы программы по сертификации: взаимодействия с органической общественностью, как выбирается экспертный совет и что делается для создания и продвижения ценности экомаркировки USDA. Частично этот опыт можно применять и в нашей стране.