28.12.2015

Итоги года

2015 год оказался очень насыщенным на события и для Экологического союза, и всего экосообщества страны и мира. Просвещение детей и взрослых, принятие новых экостандартов и решений, участие в глобальных и значимых мероприятиях – эти события позволили добиться заметных изменений в обществе, промышленности и экобизнесе практически сразу. Однако главная их ценность в том, что они будут прямым образом влиять на наше ближайшее будущее.

1

Просвещение

Рассказать о том, почему важно жить экологично, как это делать изо дня в день, какие наши привычки влияют на состояние окружающей среды и человеческого здоровья – эта работа является одной из ключевых в процессе перехода к «зеленому» образу жизни. Экологический союз в уходящем году проводил образовательные программы сразу для многих слоев и категорий населения. Так, одним из главных проектов стал Norden 2015 – глобальная программа, реализованная при поддержке Совета Министров Северных стран в России, Швейии и Литве. В ее рамках проходили уроки в школах, где детям рассказывали про экопотребление: вместе со специально придуманным персонажем «Листик Жизнерадостный» в игровой форме ребята научились понимать разницу между товарами с экомаркировкой и обычными, узнали о пользе сертифицированной продукции для себя и для природы, о том, как выбирать качественные продукты в магазинах. Кроме того, для младших школьников Москвы и Санкт-Петербурга был организован творческий конкурс рисунков «Экомаркировка — друг природы», участники и победители которого получили экопризы от партнеров и спонсоров в начале ноября 2015 года.

7

Молодежь также не осталась без внимания: среди ВУЗов России и Украины был объявлен конкурс социальной экологической рекламы. Участникам предлагалось рассказать о важности экопотребления при помощи одного из современных жанров визуального искусства: плакат, видеоролик или инфографика. Всего на суд жюри поступило более ста работ, лучшие из которых были оформлены в качестве выставки на территории  Лофт  Проекта Этажи, а 8 декабря состоялось торжественное награждение призеров. 

Но одним из самых значимых проектов в рамках международного сотрудничества Norden стала Ecopolka – это сайт и мобильное приложение, позволяющие потребителям легко сориентироваться в выборе экопродукции. Работа над ними велась на протяжении нескольких месяцев, и официальный старт будет дан в начале 2016 года.

2

Информационно-экологическая инициатива «Вместе создаем среду, в которой безопасно и интересно жить» — это программа нескольких участников экосообщества в Санкт-Петербурге. Экологический союз (экомаркировка I типа «Листок жизни»), кафе «Укроп» , компания Samsung и интернет-журналы LookBio, «Натур продукт» и порталы Город+ и Greenevolution объединили усилия и в течение нескольких недель публиковали статьи и обзоры на тему экологичного образа жизни. Как выбирать безопасную бытовую химию, чем хороша органическая пища, зачем обращать внимание на энергоэффективность бытовой химии и как ориентироваться среди экомаркировок – это лишь несколько наиболее популярных тем, которые вызвали интерес читателей в Интернете и соцсетях.

8

Сертификация

Экосертификация по международным стандартам – в России это маркировка I типа «Листок жизни» — становится все более популярной для отечественного бизнеса, даже несмотря на пессимистичные прогнозы аналитиков рынка и экономики.

Так, в 2015 году Экологический союз проводил общественные оценки стандартов «Листок жизни» для линолеума (напольных покрытий из ПВХ), лакокрасочных материалов, гостиниц и продукции растениеводства. Практически все они стали первыми российскими стандартами добровольной экологической сертификации международного уровня, оценивающими продукцию по её жизненному циклу. При разработке требований учитываются российские нормативные акты и международные стандарты, а также наилучшие доступные технологии. К оценке всегда приглашаются эксперты в данной отрасли промышленности. Сформированный документ – это не только база для проведения процедуры сертификации, но и ориентир для российских производителей по улучшению экологической безопасности продукции и производства. 

В том числе при помощи таких процедур в нашей стране с каждым годом становится больше собственной продукции с экомаркировкой I типа. В уходящем году «Листок жизни» получило энергосберегающее стекло Pilkington, ламинат и линолеум Tarkett, Лакокрасочная продукция Dulux, фермерская продукция КФХ «Сестер Рыжакиных», а также крепкий алкоголь производства АО «Бутурлиновский ликеро-водочный завод». Такой многосторонний список говорит о том, что покупатели товаров самых разных категорий и назначения заинтересованы в том, чтобы пользоваться экопродукцией, и производители начинают движение в сторону удовлетворения этого спроса. Кроме того, это позитивная тенденция для всей окружающей среды – ведь сертифицированное производство практически не причиняет ей вреда, в отличие от большинства обычных заводов, фабрик и ферм.

3

Консолидация экосообщества

Конечно, многие участники рынка, специалисты и эксперты в экосфере отмечают, что уровень экологичности российской жизни растет пока слишком медленными темпами. Для того, чтобы изменить ситуацию, необходимо объединение, консолидация всего экоособщества. Только при должном обмене опытом, выяснении причин успеха и неудач, совместных мероприятиях, акциях и проектах можно сформировать рынок в соответствии со своими целями и задачами. Экологический союз всегда выступал инициатором и активным участником подобных коммуникаций.

Одним из самых главных событий в этом деле стала практическая конференция «Активация экопотребления: настройка диалога между производителями, ритейлом и потребителями», прошедшая 2 октября в Москве, в рамках международной выставки Wellness EXPO 2015. Мероприятие было организовано Экологическим союзом при поддержке ГК «Оптиком», и собрало более 100 участников, среди которых были эксперты российских и международных экологических организаций, отраслевых сообществ, представители власти, СМИ, руководители ведущих российских компаний. Это позволило не только обзавестись новыми контактами и познакомиться, но и выработать оптимальные стратегии развития бизнеса, экопросвещения, взаимодействия с властью, ознакомиться с процедурами экосертификации и решить другие вопросы.

6

Совместно с газетой «Ведомости» в марте была проведена конференция «Эффективная утилизация и переработка отходов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области» в марте 2015 года. Основной вопрос, который волновал всех участников конференции — новая версия закона «Об отходах производства и потребления». На конференции выступили как представители органов государственной власти, экологии, юристы, так и представители крупных компаний Петербурга. Немного позже наши специалисты приняли участие в круглом столе Торгово-Промышленной Палаты России, посвященном Национальному молодежному проекту «Эстафета качества», и представили там опыт Экологического союза в области устойчивого потребления — «Молодежь, бизнес и экомаркировка: как сделать экопотребление  стилем жизни». Участники познакомились с результатами развития программы добровольной экологической сертификации «Листок жизни» в России и возможностями, которые экомаркировка представляет для работы с потребителями и бизнесом с целью формирования экологически грамотного потребления и производства.

21 Международная строительная и интерьерная выставка Mosbuild 2015, третий ежегодный саммит по развитию российских гостиниц (3rd Annual Russia Hotel Expansion Summit), VII Невский международный экологический конгресс, Гражданский форум БРИКС, российский фестиваль зелёной архитектуры и технологий, 19-ая Международная выставка по использованию энергии и материалов и устойчивому развитию ECOMONDO 2015, выставка-ярмарка VegExpo 2015 – эти и другие знаковые мероприятия также прошли с участием специалистов Экологического союза, чьи сотрудники проводили лекции, интерактивные классы, делились опытом и наработками с другими участниками.

Большой интерес со стороны московский компаний вызвала практическая экскурсия-тренинг «Экоофис». На этом обучающем мероприятии участникам рассказали  о том, как перевести работу любого офиса в «зеленый» формат, чтобы экономить до 200 000 рублей в месяц, подспудно сберегая природные ресурсы, улучшая производительность труда и самочувствие сотрудников. Главная особенность тренинга была в его наглядности: он проходил в экоофисе ГК «Оптиком», который сертифицирован по экостандарту «Листок жизни», и участники смогли увидеть все примеры и технологии в действии.

4

Экополитика: внутренняя и внешняя

Любой представитель экобизнеса согласен, что для развития этой сферы в нашей стране не хватает заинтересованности и участия государства. Экологический союз давно работает над привлечением внимания к вопросам государственных зеленых закупок. 19 мая в Москве совместно с WWF, FSC и Высшей школой экономики был проведен круглый стол «Включение экологических характеристик товаров и услуг в систему госзакупок». Участниками стали компании, производящие экопродукцию, представители власти и госорганов. По итогам обсуждений был сформирован перечень предложений для практической реализации экологически безопасных товаров и услуг в рамках госзакупки.

Также в 2015 году произошло знаковое событие для международного экосотрудничества: Россия и Китай договорились о взаимопризнании экомаркировок. Осенью сертификационный центр при Министерстве окружающей среды Китая и Экологический союз (обе структуры представляют экомаркировки I типа и входят в  Всемирную ассоциацию экомаркировок (Global Ecolabelling Network, GEN) подписали партнерское соглашение. Согласно ему, стороны будут сотрудничать в сферах экосертификации, «зеленого» производства, экопросвещения и устойчивого развития, популяризуя тему экопотребления в обеих странах.

5

Ближе к людям

Взаимодействовать с людьми, с потенциальными потребителями экопродуцкии и всеми, кто заинтересован в экологичном образе жизни – одна из самых приятных миссий Экологического союза. Уходящий год оказался богатым на такие события: наши сотрудники принимали участие во всевозможных экофестивалях, мастер-классах, воркшопах и праздниках.

Особенно много было работы с молодежью (в основном, в Санкт-Петербурге): так, экомаркировка «Листок жизни» приняла участие в детском экофестивале «ЭкоКидс», организованном Центральной детской библиотекой им. С.Я. Маршака, где с помощью мультфильмов, игр и интерактивных занятий ребят учили заботиться о природе. Позже на этой же площадке прошел семейный праздник «Эко Friends». Весной состоялся двухдневный фестиваль экологической культуры  «Представь Зеленое», собравший более 3000 участников. Для гостей были подготовлены  лекции, эко-маркет, выставки арт-объектов, кинопоказы, спектакли о планете и концерты,  настольные эко-игры и квесты, а также круглые столы, мастер-классы и многое другое. Вскоре после этого на территории ТРЦ «Радуга» прошло мероприятие EverGreen со схожим форматом, летом – фестиваль «Кислород» в креативном пространстве «Ткачи». На каждом фестивале при поддержке программы экомаркировки «Листок жизни» и компании Samsung работал экобокс для вышедшей из строя портативной техники, также всем желающим раздавали полезные брошюры Экологического союза, которые помогают  в походах по магазинам и выборе экологичной продукции.

Безусловно, год оказался ярким, непростым и поэтому интересным! Мы в Экологическом союзе уверены, что сделали всё, что могли, для закладки прочного фундамента экологичной жизни в России на будущий год и ещё надолго вперед. И мы бы не справились без содействия наших партнеров, которые позитивно воспринимают наши инициативы и предложения, активной поддержки СМИ и блогеров и, разумеется, интереса граждан к экотоварам, здоровой жизни и чистой природе!

Спасибо! Мы рады работать для вас!