09.10.2015

Почти новый тренд: органическое сельское хозяйство в России

Экологический союз — о конференции «Органическое сельское хозяйство: новые точки экономического роста»

image-09-10-15-03-44-1 - копия

С 8 по 11 октября 2015 года в Москве проходит 17-я российская агропромышленная выставка «Золотая осень – 2015».  В ней принимают участие более 2,5 тыс. предприятий из 63 субъектов Российской Федерации и 23 зарубежных стран. Общая площадь экспозиции  – около 70 тыс. кв. м.

В рамках выставки прошла международная конференция «Органическое сельское хозяйство: новые точки экономического роста».  Организаторами мероприятия  выступили   Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам и Департамент научно-технологической политики и образования Минсельхоза России.

eiПредставитель Экологического союза в Москве Элеонора Иванова приняла участие в конференции и поделилась своими впечатлениями:

 

Модератором конференции выступила Надежда  Школкина, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам. Открывая конференцию, г-жа Школкина отметила, что тема органического сельского хозяйства обсуждается давно, однако рынок органического сельского хозяйства продолжает развиваться и работать стихийно.  О том, что мешает развитию, кроме отсутствия законодательной базы и хотелось услышать на конференции от практиков. Также депутат ГД заметила, они ожидают, что Министерство сельского хозяйства внесет законопроект в Госдуму и он будет принят еще на осенней сессии.

Начальник  Департамента научно-технологической политики и образования Минсельхоза России Елена Метелькова подчеркнула, что ведется работа по законопроекту в области органической продукции. Также Минсельхоз сильно беспокоит низкое качество продуктов питания, а из всей продукции, которая позиционируется  как органическая, эко, натуральная таковой является только 2%.

В конференции приняли участие представители российских научно-образовательных учреждений, отраслевых союзов: Союза органического земледелия и Национального органического союза. От производителей органических продуктов выступили Сергей Воданюк, представляющий интересы объединения кубанских органических фермеров и Илья Калеткин, совладелец агропредприятий «Биосфера» (Республика Мордовия) и «Биоферма Болотова» (Тульская область). Международное сообщество было представлено г-ном  Йоргом  Лотцем, из отдела экологического сельского хозяйства Федерального министерства продовольствия и сельского хозяйства Германии.  От торговых сетей в мероприятии принял участие Александр Наумов, отвечающий в Х5RetailGroup за работу с государственными органами.

Большинство выступающих отмечали большой потенциал развития органического сельского хозяйства в России, и, одновременно, низкие обороты рынка органических товаров в России (160 млн.долл), а место в органическом с\х – 0,34%. Среди основных проблем (кроме отсутствия законодательства) была названа проблема реализации продукции, а также то, что магазины заполнены «псевдо» экопродукцией. Предлагались различные пути выхода из сложившейся ситуации.  

Особенно хочется отметить выступление Йорга Лотца, который представил участникам опыт Германии. Германия является крупнейшим рынком сбыта экопродукции и занимает второе место в мире.  Г-н Лотц  отметил, что экологическое сельское хозяйство не наносит ущерба окружающей среде и потому пользуется государственной поддержкой. Существуют разные форматы государственной поддержки экологического сельского хозяйства: правовая база, компенсационные выплаты фермерам, а также поддержка научно-исследовательских проектов и мероприятий по распространению знаний, на которые приходится более чем 50%  выделенного бюджета (эта сумма составляет миллионы евро).

Что происходит в нашем информационном поле?  Несмотря на большой поток информации об экопродукции, органическом сельском хозяйстве, экосертификации, пользе здорового образа жизни, информированность населения в этой области остается крайне низкой.   Люди либо не знают о существовании экотоваров, а если и знают, то принимают за них все, где есть слово «эко».

Поэтому следует использовать опыт Германии и повышать информированность потребителей в области экопродукции, включая продвижение органического сельского хозяйства. И это возможно только благодаря усилиям всех заинтересованных в этом участников рынка экопродукции: производителей, ритейла  и некоммерческого сектора. 


Материалы по теме: «Золотая осень органического сельского хозяйства» , репортаж от информационного портала «Look.Bio».