Не «эко» и не «био»: петербургские депутаты предлагают штрафовать за обманные надписи на этикетках

Издательский дом «Комсомольская правда»

Производителям несертифицированных товаров грозят штрафами до трехсот тысяч рублей.

25.01.2019

Читать этикетки на упаковках сегодня стало мейнстримом. Все больше людей ответственно подходят к своему здоровью, питанию, образу жизни. И готовы платить больше, но при этом питаться гарантированно экологически чистыми продуктами и пользоваться натуральной косметикой.

Тенденцию производители понимают хорошо. И готовы ей следовать. Методы, правда, у всех разные, не всегда достойные. Так, маркетологам хорошо знаком термин «гринвошинг» — так называют разные уловки, с помощью которых производитель (гринвошер) преподносит свою продукцию как натуральную и экологически чистую, хотя это не соответствует действительности.

— Гринвошеры часто фальсифицируют эко-маркировки, штампуют их без оглядки на контролирующие органы, — возмущен глава парламентского комитета по законодательству Денис Четырбок. – Так они обманывают огромную армию сторонников экологически чистых продуктов.

И не просто сторонников. Но и тех, для кого «эко», «био» и «органик» -вопрос здоровья. Аллергиков сейчас, к сожалению, все больше.

– Нет никакой гарантии, что в результате употребления такого «рекомендуемого» товара у человека не возникнет аллергия со страшными последствиями, – подчеркивает депутат.

Бороться с явлением можно по-разному. Петербургские депутаты предлагают штрафами. В пятницу, члены комитета по законодательству, они единогласно поддержали инициативу своих коллег – Дениса Четырбока и Марии Щербаковой. Парламентарии разработали поправки к федеральному Кодексу об административных правонарушениях.

Фирмы и компании – а именно они чаще всего «грешат» гринвошингом — депутаты предлагают штрафовать на сумму от 100 до 300 тысяч рублей. Если в подобном нарушении уличат должностное лицо, то ему придется заплатить 25-50 тысяч. Самые маленькие штрафы предполагаются для физических лиц – от трех до пяти тысяч рублей.

Добавим, одновременно с этим другая парламентская комиссия – по экологии и природопользованию предложила еще один законопроект. Который бы ввел понятия «экологической» и «биологической» продукции. До сих пор в этом вопросе нет ясности, а также нет официальных критериев, по которым можно было бы наносить специальную маркировку. Сейчас в России тестирование продуктов на экологическую чистоту проводится исключительно на добровольной основе.

Эксперты, впрочем, инициативу депутатов не поддерживают. Говорят: не с того начали.

— Я против этих законопроектов, — категорична директор НП «Экологический союз» и руководитель органа по экологической сертификации «Листок жизни» Юлия Грачева. – Те, кто их писал, не разобрались в теме, не привлекли экспертов. Они предлагают дополнить закон «Об органической продукции» понятиями «экологической» и «биологической». Но это же совершенно разные вещи, которые необходимо полностью разграничивать. Нельзя правила, которые касаются «органики» — то есть, только сельхозпродуктов — причем с особыми требованиями к выращиванию и производству — распространять и на строительные и отделочные материалы, и на бытовую химию, и так далее. Но даже приравнивание терминов «эко», «био» и «органик» в одной области — продуктов питания — это шаг на сорок лет назад.

Юлия объясняет: прежде, чем говорить о каких-либо штрафах, нужно создавать правовое поле и четко определять: кто выдает сертификаты, каким образом, на каких условиях, по каким критериям.

Сейчас этих фирм, которые могут написать вам документ за два дня и пять тысяч рублей – полно, — рассказывает Грачева. — Необходимо разработать государственные стандарты для таких товаров и выдавать государственную аккредитацию органам по их сертификации. Первый и самый логичный шаг в решении проблемы гринвошинга — это запрет на использование любых терминов, связанных с экологической безопасностью без наличия экосертификата.

КСТАТИ

По данным опроса «Экологического союза» и Экобюро GREENS чаще всего люди ищут экологичные продукты питания и бытовую химию. На третьем месте по востребованности — косметика.

— В приоритеты покупателей также вошли такие категории товаров, как одежда и обувь (26,6%), детские товары (24,9%), товары для строительства и ремонта (15,7%), — рассказали исследователи.

Автор: Ирина Себелева

Пресс-служба

employee portrait
Татьяна Суворова
Ведущий специалист отдела по связям с общественностью
+7 (977) 781-70-89 (WhatsApp)
[email protected]