ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ОТ «ЗЕЛЕНОГО»

Портал «Ведомости +1»

Что даст рынку и потребителю закон об органической продукции.

01.02.2019

В прошлом году в 50 странах мира впервые прошел День экомаркировки. Россия — не чужая на этом празднике. В августе прошлого года президент РФ Владимир Путин подписал закон, регламентирующий требования к органической продукции, прописывающий нормы ее производства, хранения, транспортировки, маркировки и реализации. Документ вводит понятия «органическая продукция», «производители органической продукции» и «органическое сельское хозяйство». Закон вступит в силу с 1 января 2020 года. Зачем он нужен, и как он изменит ситуацию на рынке?

Продукция считается органической, если при ее создании, транспортировке и продаже соблюдается ряд требований. Такое продовольствие необходимо производить отдельно от «обычного». Запрещается применять пестициды, гормональные препараты, агрохимикаты, антибиотики и стимуляторы роста (за исключением разрешенных в РФ). Нельзя использовать упаковку из материалов, которые могут загрязнять саму продукцию и окружающую среду, в том числе ПВХ. Запрещено выращивать растения с помощью гидропоники, применять клонирование и методы генной инженерии. Всего в документе содержится 11 требований. Законы об органической продукции действуют более чем в 80 странах. Первые попытки разработки такого документа в РФ были предприняты еще 15 лет назад.

Три задачи для власти и бизнеса

До 1 января 2020 года в России — переходный период. За это время предстоит решить три основные задачи: сформировать систему сертифицирующих компаний, создать и «отточить» работу реестра органических производителей и разработать многочисленные инструкции и подзаконные акты, которые позволят закону реально работать.

Чтобы попасть в число производителей, которые выпускают продовольствие, официально признанное органическим, необходимо пройти процедуру добровольной сертификации. После этого предприятие получает право размещать на продукции соответствующую маркировку. Надписи на ней будут содержать слово «органический», его сокращения или производные. Изображения должны будут обеспечивать «возможность нанесения и считывания сведений» о производителях и видах выпускаемой ими органической продукции.

До 1 января 2020 года власти должны сформировать пул организаций, уполномоченных проводить сертификацию. По умолчанию таким правом пользуется Росаккредитация. Но возможность участия в системе появится и у компаний. Первой аккредитацию получила «Органик Эксперт». Данная процедура заняла девять месяцев. Таким образом, весь 2019 год фактически уйдет на то, чтобы компании, которые захотят выступить сертифицирующими органами, получили соответствующие документы и стали участниками национальной системы аккредитации.

Как объявили власти Башкортостана, регион получил статус пилотного. Аккредитация в этой республике пройдет в ускоренном режиме. Такой выбор не случаен. Башкортостан считается крайне перспективным с точки зрения производства органики. Там этот сектор и так хорошо представлен — остается только подтвердить соответствующий статус предприятий согласно требованиям нового закона.

Потребители и юридические лица смогут проверить, является ли тот или иной производитель органическим, обратившись к реестру. Даже в тестовом режиме он будет доступен не раньше осени 2019 года. «У нас появился базовый продукт, который определяет работу рынка органического сельского хозяйства в Российской Федерации, мы с вами приняли закон об органическом производстве. Это платформа, на которой определяется структура», — заявил, выступая на форуме «Золотая осень», замминистра сельского хозяйства Иван Лебедев.

Сам закон как таковой часто не работает без инструкций, приказов, распоряжений и других подзаконных актов. В них прописаны детали: куда идти, что делать, какова форма бланка и прочие формальности. Разработка такой документации может занимать годы. Сейчас стоит задача «наполнить эту платформу (базовый закон — прим. ред.) различными нормативными актами и документами, критериями, методиками», — отметил Лебедев. «Будет детально расписан процесс производства, упаковки, доставки», — добавил замминистра.

Помимо этого, перед Минсельхозом стоит особая задача: выявление всех территорий и производителей, которые уже выпускают органическую продукцию или имеют потенциал для этого. Это необходимо для формирования системы господдержки и для оценки перспектив производства и экспорта.

По словам Лебедева, Минсельхоз уже проинспектировал сельхозугодья, и результаты мониторинга включены в карту инвестиционной привлекательности российского АПК, где земли, пригодные для органического производства, были выделены в особый раздел. Как отметил замминистра, уже созданы и финансовые модели господдержки. Главное —право льготного кредитования по ставке 5%. Это востребованный аграриями механизм. С момента начала его работы в 2017 году инвестиции частного сектора в АПК выросли до 750 млрд руб. с 270 млрд годом ранее. В Минсельхозе рассчитывают, что льготное кредитование заинтересует и производителей органики.

Другая форма поддержки — право на частичное возмещение затрат. Для предприятий, выпускающих органику, его объем составит 30% против стандартных 20% для сельхозпроизводителей.

ПАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн») выступил генеральным партнером одного из самых масштабных мероприятий в области экопродуктов и здорового образа жизни — фестиваля 4fresh DAY 2018. Среди прочего, гостей научили правильно читать состав косметики, провели лекции по ЗОЖ. Также на мероприятии можно было приобрести со скидкой продукцию популярных органических брендов.

Окно в Европу для российских продуктов

Размещение органического лейбла автоматически увеличивает розничную стоимость товара — в 1,5-2 раза. Но многие современные потребители, особенно в крупных городах, готовы платить больше. Задача производителя — пройти все необходимые процедуры и получить сертификат, повысив маржинальность своего бизнеса. Особые надежды с органическим сегментом связывают и чиновники. Дело в том, что Россия около 15 лет пытается выйти со своей аграрной продукцией на мировой рынок. Но пока, если не считать экспорта зерна, получается слабо. Чиновники надеются, что закон, учитывающий международные требования, позволит изменить ситуацию. Да и задача перед Минсельхозом поставлена именно в стоимостном выражении: согласно правительственным требованиям, уже в ближайшие годы необходимо достичь объема экспорта в 45 млрд руб. Для этого целесообразно развивать органику, потому что она дороже.

Премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая на заседании правительства, заявил: Россия может занять от 10 до 25% мирового рынка органических продуктов. По словам спикера Госдумы Вячеслава Володина, маркировка и единый госреестр позволят вытеснить недобросовестных производителей и положительно повлияют на качество продовольствия.

Но поставленная задача более чем сложна. С одной стороны, мировой рынок органики динамично растет (12-15% в год) и явно далек от насыщения. С другой — там уже присутствует жесткая конкуренция. Многие страны, пока Россия раскачивалась, приняли свои законы об органике. Пул производителей там уже сформировался.

В мире по состоянию на 2015 год под органическое земледелие было задействовано 43 млн га. Им занимается 180 стран. За 15 лет мировой рынок органики вырос пятикратно, с $18 млрд до $82 млрд, и занимает 10% глобального сектора продовольствия. К 2022 году объем рынка превысит $200 млрд.

Сегодня доля России в производстве органики — 0,2%, на уровне статистической погрешности. Если правительственные планы будут выполняться, национальному АПК предстоит буквально ворваться на мировой рынок. Ведь дистанция между нынешней долей и планируемыми 10-25% — космическая. По оценкам Минсельхоза, Россия может бросить на органическое земледелие до 10 млн га. Это территории, где давно не вносились минеральные удобрения и где поблизости нет вредных производств, но в то же время есть достаточные для быстрого освоения сельхозземель население и инфраструктура — дороги и складские и перерабатывающие мощности, хотя бы в виде заброшенных объектов советского периода.

Планы правительства совпадают с желаниями самих аграриев, которые охотно пользуются механизмами господдержки, а они в почти новом секторе будут особенно привлекательными. К тому же, если сегодня маржинальность среднего аграрного хозяйства составляет несколько процентов (а часто уходит и в минус), то с присвоением органического статуса она как минимум удваивается. Конечно, встает вопрос о платежеспособном спросе. Если в городах-миллионниках он гарантирован, то в остальной России могут быть трудности. Однако планы правительства по развитию экспорта снимают эти ограничения: то, что не купят тут, можно отправить за рубеж.

Нет гринвошингу, или Тотальное очищение прилавков

Закон направлен на преодоление такого явления, как гринвошинг, — когда производитель заявляет об «органичности» своих товаров, на этикетке или в рекламе, хотя в действительности продукция таким требованиям не соответствует. В отсутствие законодательного регулирования, это явление в нашей стране распространено. Каковы его масштабы — сказать трудно. По некоторым оценкам, 80% продуктов с «органическими» отметками таковыми не являются. Но обвинить конкретную компанию в гринвошинге — себе дороже. Выиграть суды трудно. Кроме того, производитель может завести отдельную действительно органическую площадку и под ее прикрытием продавать что угодно.

Упоминавшийся выше День экомаркировки (проходит отныне ежегодно 25 октября) учредила Всемирная ассоциация экомаркировки (Global Ecolabelling Network, GEN). Эта независимая некоммерческая организация принимает участие в целом ряде инициатив в области устойчивого развития и экологической стандартизации. GEN тесно сотрудничает с ВТО, Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). GEN объединяет 27 национальных программ «зеленой» маркировки I типа (ISO 14024). Россию в ассоциации представляет НП «Экологический союз» (маркировка «Листок жизни»).

На время переходного периода закон запрещает размещение каких-либо «органических» наклеек. Но штрафы за нарушение требований по маркировке не впечатляют: 10 тыс. рублей с физического лица (ИП) и 100 тысяч — с юридического. Законодатели явно дают компаниям шанс исправиться.

Сформировать здоровый рынок здоровых продуктов может только практика, а она до принятия закона отсутствовала. Для развития отрасли может быть полезен пример стран, где органика хорошо развита, — например, США.

Там система состоит из трех уровней. На низовом находятся гигантские агрохолдинги. Они используют ГМО и весь спектр удобрений, но их продукция очень дешева. Их задача — «накормить страну». Когда российские туристы заходят в американский масс-маркет и восхищаются низкими ценами — это именно этот сегмент.

Производители второго уровня работают на американский средний класс. Они соблюдают требования национального органического законодательства. Они могут применять разрешенные удобрения и прочие добавки. Их продукция несколько дороже, и ее можно встретить в массовых «зеленых» магазинах.

Наконец, отдельные производители ставят себе крайне жесткие стандарты, еще более строгие, чем национальные. Их почва никогда не знала удобрений. Животные пьют чистую природную воду, которая подвергается анализу каждый день, и пасутся на открытом воздухе. Продукция таких компаний экстремально дорога и предназначена для самых обеспеченных людей.

В России мы имеем переходную ситуацию. На низовом уровне у нас работают агрохолдинги, которые зачастую выдают очень приличный продукт, который в Америке смело лег бы на полку органики. Это связано и с более жесткими российскими стандартами, и с предпочтениями покупателей (в России более нетерпимое отношение к «химии», чем в США), и, наконец, с тем, что наши агрохолдинги в сравнении с американскими бедны и многие технологии им просто недоступны. Далее идет средний сегмент, где свирепствует гринвошинг, а высшего просто нет.

Конечно, встает вопрос о том, надо ли нам воспроизводить американскую систему, раз де-факто (пусть не де-юре) мы в целом ближе к органическому идеалу, чем США. Нужен ли нам, например, массовый сверхдешевый сегмент мусорной еды? Вероятно, нет. Хотя в среднем наши продукты даже в низовом секторе дороже американских. Цены соответствуют покупательной способности, полки магазинов полны, голода в стране не наблюдается.

Новый закон поможет производителям (а значит, и всей цепочке создания стоимости) лучше заработать. Это факт. Для потребителя хорошей новостью станет внедрение органической маркировки, которой он будет доверять. От основной опасности — формирования в стране сегмента мусорной еды — вроде бы защищают жесткие «общие» стандарты, отменять которые пока никто не собирается.

Авторы: Марья Совина, Алексей Морозов

Пресс-служба

employee portrait
Татьяна Суворова
Ведущий специалист отдела по связям с общественностью
+7 (977) 781-70-89 (WhatsApp)
[email protected]