25.01.2017

Дайджест Всемирной ассоциации экомаркировки 2016: новые технологии изменят культуру экопотребления

Свежий дайджест Всемирной ассоциации экомаркировки собрал самые интересные экологические проекты и достижения разных стран.

Из свежего выпуска дайджеста вы узнаете, какие IT-инструменты могут решить проблемы экорынка, как Евросоюз ведет борьбу с полиэтиленом, зачем Дании новые стандарты по утилизации и какие новые инициативы продвигает Google.

Всемирная ассоциация экомаркировки (GEN) – международная сеть, объединяющая национальные программы экомаркировки I типа (ISO 14024). Дайджест ассоциации включает ключевые новости, которые произошли в мире в сфере «зеленой» экономики, экомаркировки и экологической сертификации. 

 

Поиск экотоваров не выходя из дома

Главная тема текущего номера – внедрение современных технологий для поиска проверенных экотоваров. Так, осенью 2016 в Северной Америке разработали сайт-каталог под названием SPOT (ul.com/spot). Проект компании UL Environment собрал в своей базе более 40 тыс наименований продукции, которая отмечена экомаркировками, такими как GREENGUARD, ECOLOGO. Доступные категории: строительные материалы, мебель и товары для дома.

­­Российские разработчики пошли дальше американцев и запустили удобное мобильное приложение – «Экополка» (app.ecopolka.ru). В ее базе собрана вся возможная продукция, которой пользуется человек. Принципиальное отличие от SPOT в том, что приложение находит ближайший магазин с экотоварами на карте. Пока «Экополка» работает по России, но велика вероятность, что приложение завоюет международный рынок. Проект реализуется Экологическим союзом, оператором экомаркировки I типа «Листок жизни».

Не исключено, что выпуск приложения решит проблемы российского рынка, о которых говорили представители компаний «профайн РУС», «Таркетт» и Avon в рамках юбилейной бизнес-встречи, посвященной 25-летию Экологического союза. Сейчас сектор B2C тормозит наличие неосведомленных потребителей. В сегменте B2B проблемы исходят от отсутствия экологического регулирования и пассивности маркетологов, говорят эксперты «ТехноНиколь», «Пилкингтон Гласс» и «Сплат».

«Эра» полиэтилена закончится в 2018

Кстати, разработка мобильного приложения была одной из самых обсуждаемых тем на октябрьском форуме GEN в Киеве. Помимо новых технологий, эксперты также затронули вопросы энергоэффективности, рационального использования ресурсов и предотвращения загрязнения окружающей среды. Как отметили участники форума, в течение последних 20 лет Совет ЕС и Европейская комиссия выпустила более чем 200 директив, указов и постановлений, относящихся к вопросам охраны окружающей среды.

Одно из последних достижений ЕС в области экологического законодательства – запрет на бесплатную реализацию пластиковых пакетов в магазинах. Европа рассчитывает, что уже к 2019 году показатели ежегодного использования полиэтилена человеком сократятся с 200 до 90, а к 2025 – до 40. Полный запрет на полиэтилен планируется ввести к концу 2018 года.

Благодаря введению сборов за полиэтилен в Ирландии ежегодное использование таких пакетов снизилось с 328 до 18 на человека! Хороших результатов добились также Дания, Финляндия, Люксембург, Великобритания и Нидерланды.

По данным Европейского Комиссара по вопросам окружающей среды, морского дела и рыболовства Кармену Вела, 100 млрд пластиковых пакетов используется в ЕС каждый год, при этом всего 7% идут на переработку, а миллиарды тонн мусора в конечном итоге оказываются на европейских пляжах и в море. 

Европа и Азия внедряют новые экостандарты 

Некоторые ужесточения в области стандартов коснулись и производителей. Недавно Европейская комиссия одобрила новый набор критериев для экомаркировки «Европейский цветок» (EU Ecolabel), которые касаются сертификации мебели, компьютерной техники и обуви.

По мнению Еврокомиссии, мебель должна быть не только безопасной, но и достаточно прочной, пригодной к ремонту. Для разработки компьютерной техники необходимо учитывать такие понятия, как энергоэффективность, простоту ремонта и утилизацию устройств.

В обоих случаях производители также должны уделять внимание росту корпоративной социальной ответственности компаний и созданию безопасных условий труда.  

В GEN отмечают, что уже около 3% европейских производителей прошли экологическую сертификацию. А 77% покупателей готовы переплачивать за экопродукцию, если они уверены, что товары действительно безопасны для окружающей среды. 

Между тем Дания совершила заметный рывок в сфере внедрения экостандартов в такой важной отрасли, как судостроение. Правительство страны ратифицировало Гонконгскую международную конвенцию по безопасной и экологически рациональной утилизации судов. Ранее документ официально подписали Бельгия, Конго, Франция и Норвегия.

Ежегодно около тысячи торговых судов, вышедших из эксплуатации, сдают в металлолом. Около 70% из них попадают на верфи в Азию (Индия, Бангладеш, Пакистан), где опасную работу по утилизации выполняют рабочие без соблюдения экологических стандартов. Риск возникновения масштабной катастрофы побудил Всемирную морскую организацию в 2009 г. составить Гонконгскую Конвенцию. Документ закрепил определенные стандарты по утилизации торговых судов с опасными отходами. Считается, что полный и качественный процесс по демонтажу кораблей проходит сейчас на верфях Китая и Турции.

Добавим также, что крупная датская судостроительная компании — Maersk Line разработала также свои собственные стандарты по утилизации судов: RSRS (Responsible Ship Recycling Standard). 

Европейский союз включил некоторые положения конвенции в свод Правил по утилизации судов. Ранее Россия заявляла о своих планах по присоединению к конвенции, но пока никакой новой информации по этому вопросу нет.

Не отстает от стран Евросоюза и Гонконг. Прошедшая в декабре церемония вручения премии Kong Green Awards показала, что рост проектов в области внедрения экостандартов составил более 60%.

Kong Green Awards — крупнейшее ежегодное мероприятие по теме сертификации (Hong Kong Green Label) и зеленого менеджмента в этом регионе, которое проводится с 2010 года под руководством Green Council. Лауреатами премии стали представители государственных и частных секторов экономики.

Зеленые закупки бизнеса и государства

Еще один успешный пример всему миру показала корпорация Google, которая стала ассоциированным членом Всемирной ассоциации экомаркировки. В компании реализуется программа устойчивого развития, целью которой является сокращение потребления ресурсов, создание здоровой рабочей среды для сотрудников, которая также включает «зеленые закупки» для нужд офисов. Офисы Google по всему миру отдают предпочтение сертифицированной продукции с экомаркировкой I типа. Если экомаркировки нет, сотрудникам необходимо разобраться в составах и свойствах закупаемых продуктов и проверить их на безопасность для здоровья и окружающей среды.

В России в прошедшем году опыт экомаркировок I типа был использован для экологизации государственных закупок на примере Москвы. «Зеленые» критерии госзакупок с учетом программ экомаркировки и сертификации были разработаны Экологическим союзом. Работу в этом направлении экспертная группа, в которую входят представители власти, экологических организаций, бизнеса, ученые, продолжит в 2017 году.

Обо всем этом и многом другом – читайте в дайджесте!