30.04.2014 С.-Петербург

Рынок продолжает двигаться в направлении «эко»

Экологический союз совместно с Советом Министров Северных стран при поддержке Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга и журнала «Эксперт Северо-Запад» провел в Санкт-Петербурге панельную дискуссию «Экологические стандарты в бизнесе. Новые возможности для компаний и потребителей».

10301210_656356954401740_3330334208017917319_n

Дискуссия прошла 23 апреля 2014 г. в экоотеле CORINTHIA Санкт-Петербург. Официальный информационный партнер встречи – газета The St. Petersburg Times. Обсудить развитие рынка экотоваров и экоуслуг, выгоды экостандартов и экосертификации для бизнеса и потребителей пришли более 50 специалистов – представили сегментов недвижимости, HoReCa, бытовой химии, косметической продукции, электроники, продуктов питания, а также сотрудники экологических организаций.

Открывая дискуссию, Александр Попов, директор по экономике исполнительной дирекции СПП СПб, отметил, что сегодня бизнес хорошо понимает задачи, которые стоят перед ним в сфере охраны окружающей среды. Обнадеживающим прозвучало и выступление Ивана Серебрицкого, заместителя председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга, отметившего, что тема экологических стандартов в бизнесе является крайне актуальной на сегодняшний день – «это понимают на всех уровнях власти. Например, одним из трендов следующей выставки «Экология большого города», которая проходит в Петербурге ежегодно, станут вопросы зеленых стандартов и экосертификации».Семен Гордышевский, председатель правления Экологического союза Санкт-Петербурга, подчеркнул, что сфера производства и потребления является главным источником изменений в окружающей среде. Эколог обратил внимание на важность развития технических и маркетинговых технологий, а также системы сертификации как инструмента контроля за экобезопасной продукцией.

Экотенденции и рынок 

Сегодня экологические тенденции характерны для самой разной продукции потребительского назначения. О популярности экотоваров, например, в Северных странах говорит число разработанных и внедряемых стандартов. Так, программа экомаркировки «Северный лебедь» сегодня насчитывает более 200 товарных групп продукции и порядка 8 000 наименований сертифицированной продукции. В России количество сертифицированной продукции пока исчисляется сотнями. По большому счету это результат последних 3-5 лет. Есть и сходство – в российской и европейских программах экомаркировки среди сертифицированных товаров лидирует продукция для стройки и ремонта. В Европе много сертифицированной бытовой химии, электроники, товаров для гигиены, в том числе детских. Активно сертифицируется текстильная продукция. В сфере услуг тоже широко внедряются экологические стандарты – в отелях, ресторанах, конференц-залах. В России, если говорить о сфере услуг, экологические тенденции пока охватили в основном гостиничный сектор. Также экостандарты все чаще внедряют офисы. По мнению экспертов, все большую значимость в оценке экологичности товаров и услуг будут приобретать критерии, связанные с энергоэффективностью и климатом, биоразнообразием, химическими веществами, качеством текстиля и услуг. По-прежнему в тренде будет оценка экологичности зданий и строительных материалов.

Возможности экосертификации 

Инструментом, с помощью которого бизнес может улучшать экологическую безопасность производства и продукции и информировать потребителей об экопреимуществах, является экомаркировка. Евгения Семенова, ведущий эксперт системы добровольной экосертификации «Листок жизни», рассказала о ее возможностях и выгодах для компаний, потребителей и государства, показав на конкретных примерах, что экомаркировка помогает сделать правильный выбор как в процессе осуществления ответственных коммерческих или госзакупок, так и в процессе приобретения товаров для личных нужд. В конечном итоге экосертификация является рыночным инструментом контроля экологической безопасности и качества продукции, улучшения окружающей среды. Основными стимулами для внедрения экостандартов и экосертификации сегодня являются растущий потребительский спрос, осознание бизнесом экономических выгод внедрения экостандартов, выражающихся в снижении издержек и предотвращении производственных рисков, а также положительные социальные эффекты, например, снижение числа больничных листов.

Экологическим опытом с участниками поделилась и Марианнэ Бурум Эскеланд, руководитель отдела лицензирования программы экомаркировки «Северный лебедь» и «Европейский цветок», руководитель отдела по делам Европейского союза. Она рассказала о тенденциях изменения экокритериев для разных групп продукции и опыте программы «Северный лебедь» и комиссии Евросоюза. Г-жа Эскеланд отметила, что загрязнения среды обитания не останавливаются на границе государств. Экологическая маркировка является инструментом, благодаря которому власти страны могут оказывать влияние за пределами государственных границ. «Многие природоохранные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, уходят своими корнями в производство и потребление продукции. Поэтому производители, располагающие экомаркировкой, имеют право заявлять, какими отличительными экосвойствами обладает их продукт», – отметила Марианнэ.

Что может бизнес? 

Серьезный потенциал рынку экобезопасных товаров и услуг могут дать (во многих странах уже есть серьезные результаты) ответственные закупки в масштабе организаций – выбор, который каждый день делают предприятия, учреждения, государственные и частные компании. Осуществляя ответственные закупки, бизнес ориентирует производителей соответствовать их нуждам – производить экопродукцию. Что касается государственных зеленых закупок, в России сделаны первые шаги в этом направлении. В 2014 году вступил в силу Федеральный закон 44-ФЗ, который открывает возможность для добавления в тендерные требования экологических критериев. Но все-таки в сфере бизнеса зеленые закупки осуществляются активнее. Об этом опыте рассказала Елена Смирнова, директор по развитию экобюро «Гринс», г. Москва:

– Ответственные закупки – это любые закупки компании, учитывающие критерии, которые сохраняют и улучшают состояние окружающей среды, способствуют социальному прогрессу и экономическому росту. Самый понятный критерий при осуществлении ответственных закупок — это экологическая сертификация. Переход на ответственные закупки позволяет компаниям существенно снижать затраты за счет внедрения энергосбережения и ресурсосбережения, уменьшать количество платежей за загрязнение окружающей среды, соответствовать нормам, нововведенным в российском законодательстве для компаний государственного сектора (ФЗ №44), улучшать показатели интегрированной отчетности. Также это — улучшение имиджа компании для инвесторов, партнеров, клиентов.

Об осведомленности и заинтересованности покупателей в экопродукции рассказала Ольга Пегова, координатор информационных кампаний WWF России, руководитель проектов Экобюро GREENS, г. Москва. Ольга отметила, что наиболее восприимчивой аудиторий экопродукции являются активные люди с высшим образованием, чаще женщины и семейные пары, а также люди, ведущие здоровый образ жизни, отдающие предпочтение натуральному и склонные к самообразованию.

Участники также обсудили сложившийся стереотип, что экопродукция – это дорого. На конкретных примерах в сегменте массовой продукции они рассмотрели, что стоимость может быть разной, даже более низкой, чем аналоги — например, благодаря использованию натуральных компонентов или меньшего числа компонентов в продукции, минимуму упаковки. Были приведены данные опросов, показывающие, что сегодня потребители готовы покупать экопродукцию до 30% дороже.

Вызов для новых изменений 

Сегодня рынок начинает менять ориентиры развития. Компании-лидеры все чаше выбирают экологическую стратегию развития. Примеры успешных экологических практик показали отель CORINTHIA Санкт-Петербург и компания SPLAT, которые успешно прошли сертификацию «Листок жизни».

Основным фактором, сдерживающим динамику развития экорынка в России, прежде всего является общая инерционность мышления и, конечно, традиционные стереотипы потребления «больше и дешевле». И если такой международный инструмент как экомаркировка Россия уже переняла и активно развивает, то принципы экологически грамотного потребления и экологической культуры нам еще предстоит внедрить на современном рынке. Первые шаги в этом направлении уже видны – как и в странах Европы, странах Азии, например, Японии, в России современный потребитель уже пересматривает свое отношение к упаковке. Становится популярна многоразовая тара, ритейл внедряет биоразлагаемые пакеты.

Ситуация меняется, и если бизнес совместно с профессиональными экологическими организациями будет увеличивать темп, то в перспективе 5-10 лет можно ожидать значительное расширение сертифицированных групп товаров и услуг. В этом году такая сертифицированная по системе «Листок жизни» продукция появилась в сегменте бытовой химии – SPLAT, в сфере электроники – SAMSUNG.

Приглашаем ознакомиться с нашим фоторепортажем на странице «Листка жизни» в Facebook.