Документы

Фотоальбомы

15 лет экомаркировке «Листок жизни»

banner-15-5

«Листок жизни» — это российская экомаркировка, присваиваемая экологически безопасным товарам. Относится к экомаркировкам I типа – таким, которые учитывают экологические аспекты на всём жизненном цикле продукта. О том, почему 15 лет назад было принято решение создать такой знак, об отличиях эко- и органик товаров, а также будущем экопродукции в России рассказала директор Экологического союза Юлия Грачева.

yg-3 

Вопрос: В чем особенность товаров с экомаркировкой «Листок жизни»?

yg-1Юлия Грачёва: Такая продукция прошла независимый анализ всего жизненного цикла – от добычи и качества сырья до способов утилизации отслужившего товара. По этому принципу функционируют все экомаркировки I типа в мире, к которым относится в том числе и «Листок жизни». Все требования к качеству, которые мы предъявляем — это не просто свод нормативов, придуманный нами самими. Любая экомаркировка I типа основывается на международном стандарте ISO 14024, адаптированном под российское законодательство и одобренном им. При прохождении сертификации наши специалисты приезжают на завод – проводят очный аудит, берут пробы сырья и продукции, отправляют их на лабораторные испытания, также проверяют документацию, организацию менеджмента на предприятии и так далее. Таким образом, покупатель может быть уверен, что продукция с экомаркировкой «Листок жизни» прошла не просто строгий, а строжайший и независимый контроль качества и безопасности на всех стадиях производства.

Вопрос: Когда и как появился «Листок жизни»?

yg-1Юлия Грачёва: Идея создания «Листка жизни» возникла в 2001 году. Мы присматривались к опыту передовых стран, где экомаркировки существовали с 1978 года, и за это время успели доказать свою эффективность. Председатель правления Экологического союза Семён Михайлович Гордышевский осознал потребность создания подобной системы в России: нашим потребителям нужен был четкий и понятный ориентир, который поможет им делать правильный выбор при покупке экологичной продукции. 

Мы не изобретали велосипед, а опирались на мировой опыт. Существовал международный стандарт ISO 14024, который мы взяли за основу, использовали некоторые принципы работы других ведущих экомаркировок. С одной стороны, шли уже проторенной дорогой, а с другой – сами стандарты были довольно непривычны в наших российских условиях. Но  нам важно было соответствовать высоким международным требованиям, важно было создать систему сертификации, которая была бы признана мировым сообществом и самыми известными и серьёзными представителями этой сферы. Мы разработали стандарт, логотип и прочие опции, зарегистрировались в Россандарте. И в 2005 году выдали сертификат первой компании. Через пару лет «Листок жизни» вошел во Всемирную Ассоциацию Экомаркировки GEN, став единственным представителем России в этой организации. И немного позже мы присоединились к GENICES — Международной программе взаимного доверия и признания ведущих экомаркировок мира. Так «Листок жизни» добился международного признания.

y_fcbd7996

Вопрос: В этом принципиальные отличия ЛЖ от других экомаркировок в России?

yg-1Юлия Грачёва: Да, но не только в этом. Мы сертифицируем товары по всему жизненному циклу. Некоторым маркировкам важнее чистота самого продукта, в то время как мы, помимо лабораторных испытаний сырья и используемых веществ, обязательно следим за тем, чтобы производство не вредило окружающей среде, чтобы изготовитель утилизировал не менее 50% собственных отходов, чтобы упаковка товара была биоразлагаемой или пригодной к переработке. Только такой комплексный подход, на наш взгляд, может гарантировать полную экологичность продукта. Иначе какой смысл пользоваться «полезной» косметикой без химии, но при производстве которой был нанесен ущерб окружающей среде? Ведь этот негативный эффект впоследствии обязательно отразится на нашем же здоровье.

Нам важен диалог и взаимодействие с производителями экотоваров. Поэтому при разработке новых стандартов мы не просто устанавливаем свои правила и требования, но предварительно выносим их на общественную экспертную оценку специалистов отрасли. Например, изготовителей и технологов молочной продукции, напольных покрытий, средств для уборки дома. Они высказывают свои предложения и замечания, так как знают все реалии «изнутри», мы соглашаемся или не соглашаемся с ними, и только после этого утверждаем стандарт.

Кроме того, все наши стандарты находятся в открытом доступе: каждый человек может изучить их на нашем сайте. У нас нет секретов ни от производителей, ни от покупателей экопродукции. На наш взгляд, открытость – залог доверия, который так необходим для формирования благоприятных условий на рынке экотоваров.

И еще один важный момент – «Листок жизни» невозможно купить. Да, компания, желающая пройти сертификацию, в любом случае платит деньги, так как это довольно ресурсозатратная услуга. И если обнаруживаются несоответствия нашим требованиям, мы отказываем в присвоении экомаркировки. Не сразу – у производителя есть время исправить нарушения в небольшой срок и показать нам результаты. Но если результатов нет, то нет и «Листка жизни» на упаковке такого товара.

FOT_0075

Вопрос: Каких результатов в работе ЛЖ удалось достичь за 15 лет?

yg-1Юлия Грачёва: Во-первых, нами было создано более 20 стандартов для самых разных категорий товаров и услуг. Это строительные и отделочные материалы, электроника, средства для уборки дома, осветительные приборы, пищевая продукция и многое другое. Практически по всем из них мы сертифицировали соответствующие товары – полный список можно посмотреть на нашем сайте.

Во-вторых, несколько лет назад мы создали новую систему сертификации – «Листок жизни. Органик». Он присваивается пищевой продукции и полностью соответствует знаменитому «Евролисту» — то есть предъявляет к продукции и процессам её изготовления те же самые требования. «Листок жизни. Органик» разрабатывался в соответствии с положениями Кодекс Алиментариус «Органические пищевые продукты», стандартами IFOAM, с учетом требований Европейской директивы 834/2007 и российского СанПиН 2.3.2.1078-01. В стандарт включены требования к лабораторным испытаниям продукции (ТР ТС 021/2011). Поскольку рынок органики сейчас развивается и все больше потребителей интересуются такой продукцией, создание этой маркировки было более чем актуальным. 

В-третьих, у «Листка жизни» появилось множество партнеров, которые поддерживают нас информационно, с которыми мы сотрудничаем, проводим мероприятия и организуем проекты, способствующие продвижению экомаркировок и экобизнеса. Среди таких партнеров – Совет по экологическому строительству (RuGBC), Национальное агентство устойчивого развития, международная выставка Wellness EXPO, Союз органического земледелия и другие. Мы заручились доверием и поддержкой многих СМИ, которые разделяют наши ценности и осознают важность популяризации экологически безопасных товаров.

В 2012 году нас аккредитовали в системе добровольной сертификации объектов недвижимости при МПР «Зеленые стандарты»; также «Листок жизни» признан приоритетной маркировкой в рамках экологических критериев ГК Олимпстрой. Едва ли не каждый месяц мы как эксперты участвуем в выставках, форумах, фестивалях, посвященных экологии – по всей России. Словом, год от года мы стараемся развиваться и подниматься на ступень выше.

isphotography_ru-0644 copy

Вопрос: Какие тенденции наблюдаете на рынке экологических товаров, как это отражается на экосертификации?

yg-1Юлия Грачёва: Одна из главных тенденций – спрос на «эко» растет! Мы проводили опрос пользователей на нашем сайте «Готовы ли вы покупать экопродукцию дороже обычной?». Абсолютное большинство, 82% респондентов ответили положительно. Лет 5 назад картина была совершенно иной. Радует, что всё больше  и больше потребителей начинают уделять внимание экологической чистоте товаров.

Что касается производителей, то и тут мы видим позитивные изменения. Согласно опросу руководителей крупных компаний в разных отраслях, 31% отмечает  повышение уровня узнаваемости торговой марки после введения на рынке понятия «устойчивое развитие». 51% бизнесменов говорит о том, что маркетинг, основанный на заботе компании об окружающей среде, более эффективен по сравнению с остальными. Это ли не достижение? И в будущем 65% компаний собираются усилить позиционирование с точки зрения дружественности окружающей среды.

Как это отразится на экомаркировке – покажет время. Есть же ещё не зависящие от нас реалии: экономическая ситуация в стране, политика. Однако интерес к сертификации есть, к нам поступает много входящих запросов от компаний.

Вопрос: Что говорят лицензиаты по поводу прохождения сертификации? Насколько это помогает или мешает их бизнесу?

yg-1Юлия Грачёва: Те, кто уже прошли процесс сертификации и получили экомаркировку, отмечают улучшение позиционирования своих товаров на рынке. Кроме того, соблюдение наших нормативов помогает реально и эффективно снижать расходы на производственные процессы: предприятие экономит ресурсы, сокращает экологические риски, снижает транспортные издержки и так далее. Повышается конкурентоспособность продукции, улучшается имидж и репутация.

Например, Алексей Бугров, директор филиала ООО «Завод ТЕХНОПЛЕКС», сказал следующее: «Наш опыт показывает, что «зеленое» производство и сертификация, позволяют получать существенные экономические дивиденды. Экомаркировка международного уровня помогает повысить доверие покупателей к нашему продукту. Сертификация способствует снижению потребления основных ресурсов, усовершенствованию системы экологического менеджмента. Сертификация завода – это важный шаг для нас, так как  мы убеждены, что заявления компании о «зеленом» производстве должны быть подтверждены третей независимой стороной».

Или вот другие отзывы: «Наличие у нашей компании экологического сертификата дает нам преимущества на переговорах с зарубежными партнерами и при участии в тендерах» (ГК «ОптиКом»); «Аудит закрепил в сознании сотрудников филиала, что экономия природных ресурсов – это важно. Позволил по-иному посмотреть на принципы экологичности и сохранения природных ресурсов, дал возможность контролировать и экономить ресурсы компании» (ОСАО «Ингосстрах»); «Спасибо Вам за то,  что помогаете отечественному производителю, фермеру повысить конкурентоспособность на рынке овощей! Благодаря Вам мы получили возможность повысить доверие потребителей к нашей продукции,  рассказать о пользе и качестве нашего картофеля» (КФХ «Виктория»). Более подробно об отзывах можно почитать здесь.

Нам важно получать обратную связь от бизнеса. Благодаря этому мы видим направления, по которым стоит двигаться и совершенствовать свою работу. Ведь только диалог, эффективное взаимодействие и командная работа помогают достигать наилучших результатов. 

3U3pgep4aCc